Город общественных пространств » новости Екатеринбурга и УрФО

Город общественных пространств

23-03-2016, 08:00
Город общественных пространств
Фото:

Архитектурное сообщество уральской столицы 22 марта собиралось по приятному поводу — департамент архитектуры администрации Екатеринбурга отмечал 80-летие со дня образования. За несколько дней до юбилея мы встретились с исполняющим обязанности руководителя департамента Сергеем КОСЕНКО, и более полутора часов он рассказывал, как складывался архитектурный облик города за последнее столетие, как стратегия развития мегаполиса должна увязываться с градостроительством, над чем сегодня трудятся архитектурные мастерские города.

— Сергей Михайлович, что стоит за датой 20 марта 1936 года?

— В этот день было официально создано специальное управление при главном архитекторе Свердловска. Этот день мы считаем днём образования структуры, которая сегодня называется департаментом архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга.

— На прошедшем пленуме Союза архитекторов Михаил ВЯТКИН сказал, что с 1917 года до 1935 года в Свердловске вообще не было архитектуры, но именно этот период ознаменовался появлением в городе наиболее значимых архитектурных памятников. Есть ли здесь противоречие?

— Наверное, качество подготовки кадров архитекторов до революции было таким высоким, что вмешательство в их деятельность чиновника — главного архитектора — не требовалось. А во-вторых, не нужно забывать, что нормативная база в те времена была несколько иной. В дореволюционное время Генплан утверждался «царской волей». В период становления советской власти и первой пятилетки внимание было обращено на строительство заводов, а жилые дома проектировались с расчётом, чтобы рабочие в цеха успевали вовремя. Такое требование и продиктовало появление стиля конструктивизм, что особенно хорошо видно в районе площади Первой пятилетки на Уралмаше. В то время и нормативная база была другой, и объёмы финансирования позволяли городу обеспечить все потребности в создании инфраструктуры. Именно в то время работали в городе московская и ленинградская школы архитекторов, творили великие зодчие, формировалась местная архитектурная школа.

Но город рос, застраивался, перестраивался и стал требовать более точного учёта земельных угодий, расчёта потоков общественного транспорта к жилым кварталам — всё по-прежнему диктовалось ростом промышленных предприятий в городе, но это уже была другая нормативная база, другой взгляд, если хотите, на облик и функциональность городской среды. Управление при главном архитекторе этим занималось — работало над Генпланом Свердловска. В частности, Генплан 1937 года был представлен в двух вариантах: со структурой расселения по групповому типу и как компактный город. Он отличался тщательностью разработки — архитекторы того времени имели высокую профессиональную культуру. Затем были ещё разработки, но сначала помешала война, затем иные объективные причины, и следующий комплексный Генплан принимался лишь в 1972 году.

— В чём сегодня заключается функциональное назначение департамента?

— Оно определено Градостроительным кодексом, 131-м Федеральным законом «О местном самоуправлении», Земельным кодексом, рядом других нормативных актов, принятых на уровне федерального законодателя и областного Заксобрания. Департамент занимается разработкой и представлением на утверждение Генплана Екатеринбурга, Правил землепользования и застройки на территории муниципалитета, градостроительных проектов. Малые архитектурные формы, урны, ограждения — это служба главного художника. Половина работы департамента сейчас — это оформление земельных отношений. Помогаем МУГИСО готовить заявки на аукционы. Очень важен сектор геослужбы, там больше всех сотрудников работает — 18 человек, и ещё 11 специалистов так или иначе обслуживают его интересы. Первейшей задачей департамента является разработка Стратегии пространственного развития муниципалитета. Это новое направление в нашей деятельности.

В связи с решением о передаче ряда важнейших градостроительных полномочий и распоряжения неразграниченными землями на уровень региона нарушились взаимосвязи в градостроительной политике мегаполиса в целом. МУГИСО отвечает только за земли, Минстрой — за выдачу разрешений на застройку, но ответственность за социальную составляющую жизни новосёлов оставлена на муниципалитете. В результате получается абсурд. Администрация не по скаредности не могла выделять льготным категориям граждан больше 100 участков в год. Эти участки должны быть обеспечены инженерной инфраструктурой: электричеством, газом и водопроводом, дорогами, общественным транспортом, местами в школах и детсадах. В первый же год МУГИСО отчиталось: мы начали распоряжаться землями и чуть не 1 000 участков сразу раздали. Но на них ничего нет, голое поле или болото. Люди идут с требованием помочь создать инфраструктуру в муниципалитет, а в городском бюджете на развитие этих территорий средств не закладывалось, с ними МУГИСО свои действия не согласовывало.

— Генплан и Стратегия. Что общего и в чём разница?

— Градостроительство — отрасль многофункциональная, и всё в ней взаимосвязано. Генеральный план — это документ для профессионалов. Это, по сути, набор нормативных требований к застройке. А Стратегия пространственного развития — это, если хотите, декларация общественного согласия между горожанами, проектировщиками и органом власти, который определяет, что необходимо городу, чтобы удержать темпы роста и не упустить при этом качество комфорта городской среды. Например, мы хотим развивать личный или общественный транспорт? Если личный, следует строить парковки на каждом перекрёстке, расширять магистрали, возводить эстакады и развязки. Это будут соответствующие градостроительные решения, и на их реализацию будут направляться финансовые средства. Если мы хотим развивать общественный транспорт — это будут другие решения и направления финансирования. Каким мы хотим видеть центр города: застроенным муравейником или зоной общественных пространств, культурным центром? Без решения всем обществом даже этих двух вопросов невозможно приступать к разработке Генплана. А вопросов много больше чем два. Нужно создавать условия для создания новых рабочих мест, уменьшать маятниковую миграцию рабочей силы в черте города. Сейчас мегазаводы — дело прошлое. Будущее за созданием малых инновационных предприятий, но их нужно ещё создавать, и они должны создаваться там, где живут большие массы людей, чтобы человек не ездил, например, из Академического в центр города и обратно каждое утро и вечер. При разработке Генплана определяются не только зоны строительства, но и основные приоритеты бюджетной стратегии муниципалитета и региона на несколько десятков лет вперёд.

— Сергей Михайлович, а как вы сами «открыли дверь» в Главархитектуру?

— Я сюда пришёл работать по приглашению Вяткина и Владимира КРИЦКОГО в мае 2005 года в юридический отдел и главным своим учителем считаю Михаила Борисовича Вяткина. Именно он учил меня не только азам деятельности департамента, но оформлению документации, её пониманию, даже поведению в судах. Великое удовольствие было работать под его началом. Бывало, до самого позднего времени засиживались с ним, обсуждая формулировки решения или последовательность действий в свете появления какого-то нового нормативного акта. Он такой удивительный, харизматичный человек: экспрессивный, но добрый, отходчивый, в работе требовательный до жёсткости, а в жизни — замечательный собеседник, человек, который всегда поможет и подскажет. Многих работавших здесь специалистов могу добрым словом вспомнить. Довелось поработать с ныне покойным Сергеем Александровичем ЛУКАНИНЫМ, который при Вяткине был главным художником и главным архитектором. Высочайшего уровня профессионал и человек замечательный. Я с ним познакомился, ещё работая в департаменте по правовой работе. Юрий Всеволодович ТЫЧКИН, тоже ныне покойный, был заместителем по градостроительству в начале 2000-х, тоже профессионал с большой буквы. Надежда Васильевна ЛЫЖИНА, с которой мы вместе Генеральный план изучали и защищали в судах. Районные архитекторы — белая кость департамента — Наталья Робертовна ДМИТРИЕВА, Татьяна Борисовна КРЫЛАТЫХ. Показатель уважения к этим людям — когда на день рождения районному архитектору цветов дарят больше, чем этот кабинет. Вспоминать можно многих, каждый из них достоин не одной повести, не одного романа.

Одним словом, за 80 лет существования департамента в нём поработало множество уникальных специалистов, которыми накоплен гигантский опыт в осуществлении градостроительной деятельности. Не учитывать его, жить потребностями только сегодняшнего дня нельзя. Я полагаю, что своё 300-летие Екатеринбург должен встречать в ранге города общественных пространств и общественного согласия.

Наша справка

Департамент архитектуры создан на основании Решения Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2011 № 38/42 и является органом архитектуры и градостроительства администрации Екатеринбурга, осуществляющим функции, предусмотренные федеральным и областным законодательством, актами органов местного самоуправления.

erid: erid: