«Портрет Портретыч» без масла » новости Екатеринбурга и УрФО

«Портрет Портретыч» без масла

23-08-2011, 08:00
«Портрет Портретыч» без масла
Фото:

В екатеринбургском Музее изобразительных искусств 19 августа открылась санкт-петербургская выставка графики и акварели Валентина СЕРОВА из собрания Русского музея.

Открывший кухню для гостей

Музейщики с берегов Невы, создавшие и сопровождавшие эту выставку, давно знакомы и журналистам, и любителям изобразительного искусства Екатеринбурга, — заведующая отделом рисунка и акварели Наталья КОЗЫРЕВА и старший научный сотрудник этого отдела Русского музея Людмила ВОСТРЕЦОВА. В день вернисажа они по просьбе «ВЕ» представили для наших читателей графическое творчество знаменитого художника.

Валентин Серов ещё в молодости прославился живописными портретами — «Девочка с персиками» и «Девушка, освещённая солнцем». И на протяжении всей жизни он очень любил этот жанр, называя его в шутку «Портрет Портретыч». Зрители и во времена Серова, да и сейчас, привыкли, что рисунок — своего рода «сырьё», всего лишь набросок. Но, рассматривая на выставке карандашные и акварельные портреты мецената Саввы МАМОНТОВА, княгинь ОРЛОВОЙ и ЮСУПОВОЙ, императора АЛЕКСАНДРА III, убеждаешься в самодостаточности этих рисунков. Валентин Серов стал первым, кто открыл способность рисунка быть самостоятельным произведением искусства. И не из-за подписи «Серов», что само по себе делает ценностью лист бумаги, наполненный пластикой образов. А благодаря непревзойдённому мастерству рисовальщика. В его руках и карандаш (твёрдый, острый и мягкий, жирный), и уголь, и сангина не уступали кисти и маслу (масляным краскам). До него художники использовали рисунок как вспомогательный набросок, эскиз к будущей картине маслом, и никому в голову не приходило выставлять эту «кухню» на публику. Но «кухня» Серова была не подсобным помещением, куда визитёров не приглашают, а изысканным салоном, где гости — желанны.

Львы, вороны и лисицы

На выставке представлены и офорты, где царит такая тщательная, живая, лёгкая прорисовка черт, что их легко перепутать с рисунком, и литографии — техника, любимая художником за то, что позволяет сохранить непосредственность рисунка, его авторскую уникальность. А вот книга, к которой график Серов создавал иллюстрации, всего одна — «Басни» Ивана КРЫЛОВА (издание увидело свет уже после смерти художника).

Если свой неизбывный интерес к выразительным человеческим лицам Серов воплощал в «Портрет Портретыче», то здесь в полной мере проявились его любовь к животным и его талант анималиста. Многие иллюстраторы крыловских басен старались изобразить зверей, как людей, наряжали в костюмы и шляпы. Серов представил свою трактовку — животные у него в природном облике, со своей пластикой и повадками, «вписываются» в басенные конфликты.

Мастер, ученик Мастера

Девятилетним мальчиком Валентин Серов начал учиться у великого Ильи РЕПИНА и учился у него всю жизнь — в Париже, в Москве, в Абрамцевском художественном кружке. Мастер и ученик, ставший мастером, счастливо совпали. Cерову не приходилось ломать себя: он изначально — реалист, потому что для него это был естественный, органичный, гармоничный с его собственной художественной природой метод.

На стенах самого нового, реконструированного выставочного зала в главном здании Музея изобразительных искусств на Воеводина, 5 разместились 59 работ из Санкт-Петербурга. Но и это ещё не всё — три серовских рисунка из фондов нашего музея дополнили питерскую экспозицию. Петербургские музейщики напомнили нам, что это уже восьмая ежегодная выставка рисунка, предоставленная Русским музеем, причём в их числе она — третья «монографическая» (предыдущие «персоналки» были посвящены Павлу ФИЛОНОВУ и Михаилу ВРУБЕЛЮ). А по общему выставочному счёту Русского музея в стенах ЕГМИИ эта выставка — девятая: 6 лет назад у нас гостила выставка шедевров живописи «Спасибо, Урал!», которые хранились в Свердловске и Перми в дни и ночи блокады Ленинграда.

К Дню города 2012 года в Екатеринбург приедет уже десятая выставка Русского музея — юбилейная художественная веха в дружбе наших «градов Петровых». Открывшаяся же к Дню города-2011 экспозиция встретит в ноябре вместе с екатеринбуржцами городской исторический день рождения.

Екатерина ШАКШИНА.

veshak@urn.ru

Фото Дарьи АЛЕКСЕЕВОЙ.

На снимке:

Этой работе уже 110 лет, но не померкло мастерство Серова, изобразившего на бумаге карандашом и акварелью «Выход императрицы Александры Фёдоровны от заутрени».

 

erid: erid: