Дневник балетных туфелек » новости Екатеринбурга и УрФО

Дневник балетных туфелек

29-06-2013, 08:00
Дневник балетных туфелек
Фото:

Премьерой трёхчастного балета En Pointe — «На пуантах» — закрывает 101-й сезон академический Театр оперы и балета (пр. Ленина, 46а). Она вышла на сцену на кончиках пальцев 28 июня, её танцуют 29 и 30 июня. До нового сезона мы больше не увидим «Пахиту», Eventual Progress («Необратимый прогресс») и «Вариации Сальери». Но потом увидим обязательно. Суперсовременный спектакль, увлекающий красотой, вошёл в репертуар столетнего театра.

Три акта, романтически-классический, концептуально-философский и неоклассический, связаны между собой главным героем — Балетом. Той самой пуантовой техникой, теми балетными туфельками, которые помогают лететь, как «пух Эола», и на которых так трудно «летать». Со времён первопроходца на пуантах Марии ТАЛЬОНИ балет без них непредставим. Каждый акт большого спектакля, как страница из дневника искусства балета: перечитанная заново, переписанная сегодня, с любимыми цитатами и совсем новыми строками на чистых листах балетного «фолианта», оставшимися нетронутыми среди многочисленных «записей». Всё начинается «Пахитой» Людвига МИНКУСА — классикой петербургской хореографической школы.

Безмолвный, как и положено балету, спектакль звучит прекрасной музыкой трёх композиторов разных времён, которую исполняет оркестр театра под управлением главного дирижёра Павла КЛИНИЧЕВА. И странички пуантового «дневника» заполнены разными почерками трёх хореографов: классика, contemporary dance, переосмысленная классика.

Мужская мазурка открывает спектакль. Фото: Антон БУЦЕНКО.

«Пахита», которой дебютировал великий балетмейстер Мариус ПЕТИПА на петербургской сцене, и сейчас идёт в его хореографии. Вячеслав МУХАМЕДОВ перенёс эту постановку на екатеринбургскую сцену в своей редакции. В премьере танцуют только финальный акт «Пахиты» — Grand pas (Гран Па) на свадебном балу в графском дворце.  Дивертисмент «Пахиты» многолюден, весел, роскошен и… начинается неожиданно. Знаменитая мазурка, которая открывает бал, обычно исполняется парами учеников балетного училища. Её, кстати, так и называют — «детская мазурка». А у нас… На сцену вылетают торжественно и стремительно танцовщики-мужчины в гусарских парадных мундирах. И танцуют, естественно, не парами, а ансамблем и соло. Мощно, элегантно, с заразительной энергией радости. Контрастом к «мужской мазурке» нежные, затейливые, озорные женские танцы. Но это не значит, что мужчины покинули прекрасных дам на пуантах. Вот па-де-труа с темпераментным «испанцем» (Денис ЗАЙНТДИНОВ), вот блестящий выход графа Люсьена (Кирилл ПОПОВ). Но всё-таки в этой «Пахите» бал правят дамы en pointe, и кульминация их доминирования — виртуозные фуэте Пахиты — Елены СОБОЛЕВОЙ (СУСАНОВОЙ).

Пахита — Елена СОБОЛЕВА (СУСАНОВА) и Люсьен — Кирилл ПОПОВ. Фото: Антон БУЦЕНКО.

На пуантах так на пуантах! Балетные туфельки остались на ногах танцовщиц даже в Eventual Progress («Необратимый прогресс»). Британец Джонатан УОТКИНС поставил этот акт средствами современного танца, отличающимися от классического балета, как музыка в «Пахите» Людвига Минкуса от творения Майкла НАЙМАНА в «Необратимом…» А пуанты придают движениям этой пластической притчи остроту и особую утончённость. Из тёмной глубины возникают фигуры, каждая со своей пластикой. Постепенно движения обретают одинаковость, синхронность, уникальность тиражируется. В моменты абсолютной тишины вдруг отделяется от охваченной бегом, ходом, танцем общности одна или один. И начинает искать свою пластику, свою музыку. Открытие свершается в одиночку или вдвоём, а толпа подхватывает, повторяет. Индивидуальное становится массовым достоянием, структурируется и унифицируется. Драматическое напряжение нарастает с ускорением. Этот концептуальный балетный акт и об эволюции человечества, и о личностном прогрессе. И одно невозможно без другого.

Современный композитор Майкл Найман, создавший музыку для мировой премьеры «Необратимого…» в Екатеринбурге, тоже однажды работал над композицией на тему испанской фолии. Тоже, потому что свою часть премьеры «На пуантах» Вячеслав САМОДУРОВ поставил на музыку Антонио САЛЬЕРИ «26 вариаций на тему испанской фолии». Она завершает балет. Художественный руководитель балета нашего театра ещё до премьеры настаивал, что «Вариации Сальери» — бессюжетный и неконцептуальный танец на пуантах. Мне кажется, лукавил. Сначала на сцене является фантом балета времён Сальери — белые танцовщицы, застывшие в статуарных позах. Но чудесная музыка меняет темп, и четыре танцовщика оживляют, вдохновляют, обучают этих «призраков» на пуантах новым па, поддержкам, новым отношениям. Здесь всё красиво и всё немного иронично. И если принять за точку отсчёта, что балет — материализовавшиеся в пластике чувства, то «бессюжетные» персонажи осваивают не только новый рисунок танца, но и неведомые прежде чувствования от этого нового движения, в центре многофигурности которого солисты Елена ВОРОБЬёВА и Андрей СОРОКИН.


Так происходит «Необратимый прогресс». Фото: Антон БУЦЕНКО.

Но не буду нагружать красоту содержательными «глубинами». Как пелось в песенке барда Александра ДОЛЬСКОГО (между прочим, сына балерины нашего театра): «Там ни строчки про счастье нет. Только всё про балет, про балет». Балет в этой премьере сам по себе — воплощение счастья.

erid: erid: