«Респект и уважуха» от комикса — искусству » новости Екатеринбурга и УрФО

«Респект и уважуха» от комикса — искусству

14-10-2011, 08:00
«Респект и уважуха» от комикса — искусству
Фото:

Понимает ли молодое поколение язык рисованных историй?

Года четыре назад в среде культурно образованного люда (в основном филологов) разразились громкие споры. Поводом явилась выставка японского художника Тэзуки ОСАМЫ, открывшаяся в стенах санкт-петербургского дома-музея Ф. М. Достоевского. По мнению учёных, представитель Востока проявил неуважение к классику отечественной литературы, представив нетленное «Преступление и наказание» в виде… комикса. «Это упрощение смыслов! Уплощение сознания! Деградация!» — вопили тогда ярые достоевсковеды. А молодёжь оригинальный подход восприняла с интересом. Но если говорить о творчестве самого автора, Фёдора Михайловича, то здесь классических текстов нет — сплошь авторские, самобытные, субъективные точки зрения на мир. В среду, 12 октября, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Вайнера, 11) в рамках международного комикс-проекта «РЕСПЕКТ. Комиксы из разных стран» и под девизом «Ты не обязан любить соседа, просто начни его уважать!» открылась выставка рисованных историй, объединённых идеей толерантности.

— Сегодня в сознании большинства понятие «толерантность» очень размыто, — говорит куратор проекта, известный московский художник, лидер отечественного комикс-движения и завкафедрой комикса и манги университета «Синергия» Павел СУХИХ, больше известный под именем Хихус. — Что значит понимать и принимать всё и всех? Нужно ли? К чему это приведёт? Готовых рецептов межкультурной или межличностной коммуникации не существует, и мы хотим хотя бы подтолкнуть людей к мысли о необходимости уважения и взаимоуважения — без морализаторства и занудной «нахлобучки».

Для этого и выбран язык рисованных историй. Комикс в Новом свете, манга в Японии, la Bande Dessinée во Франции — в каждой стране технология совмещения рисунка с текстом называется по-своему. Суть неизменна. «Если карикатура — это рассказ, уместившийся в одну картинку, то комикс — история, разложенная в нескольких кадрах», — поясняет Хихус. Принцип прост, и что самое важное — работает. Простые истины идут до читателей (среди которых, в первую очередь, подростки) в доступной, понятной и очевидной форме.

Вот взгляд на окружающий мир финской художницы, сценариста и иллюстратора Тииту ТАКАЛО, издающей свои работы под псевдонимом Вилья ТАКАЛ. Автора, ярую феминистку, волнуют проблемы гендерных отношений, свобода самовыражения, личностный выбор. Турка Эрдиля ЯШАРОГЛУ, как и испанца БЕРНАЛЯ, и британца Роба ДЕВИСА ДОРСЕТА, беспокоят вопросы отношений между представителями различных национальностей. Где границы добра и зла? Во имя кого или чего совершается и то, и другое? Всегда ли неприязнь к «чужаку» — твоё собственное чувство? Екатеринбургский комиксист Константин ДУБКОВ выносит на обсуждение зрителей (читателей) тему стереотипизации массового сознания с помощью средств масс-медиа. И пусть творчество комиксистов цепляет своей остросоциальностью, жанровая маргинальность каждой story не совсем вписывается в пространство, принимавшее классическое, авангардное или модернистское искусство…

— Площадка академичного в какой-то степени музея выбрана неспроста, — поясняет директор Уральского филиала ГЦСИ Алиса ПРУДНИКОВА. — Открывая двери для современного искусства, музей расширяет свои границы для более молодой, более смелой и незашоренной публики.

Но поймёт ли гуманистический посыл то поколение из 90-х, на которое Хихус вкупе с остальными делает ставку? Не знаю. Во всяком случае, мой 16-летний брат, пролистнув пару-тройку выпущенных в рамках того же проекта комиксов, отложил книжечки в сторонку. Со словами: «Опять мораль!..»

Кстати

Выставка организована Уральским филиалом ГЦСИ, немецким культурным центром им. Гёте в Москве и проходит при поддержке Европейского союза. В рамках проекта с 13 по 17 октября в Уф ГЦСИ (ул. Добролюбова, 9а) и библиотеке имени Белинского (ул. Белинского, 15) российские и европейские художники поделятся со всеми желающими секретами комиксостроения.

erid: erid: