Песня пространства по-бахолдински » новости Екатеринбурга и УрФО

Песня пространства по-бахолдински

6-08-2013, 08:00
Песня пространства по-бахолдински
Фото:

В последние годы всё чаще стали появляться новые живописные версии Севастьяновского дома и филармонии, Царского моста и Ивановской церкви, а уж про ротонду в Харитоновском парке можно сказать, как в своё время говорили про Марлен ДИТРИХ, что она «запортретирована и зафотографирована насмерть». И всё же в сравнении с Питером или, к примеру, с Венецией у Екатеринбурга живописно-пейзажные позиции явно скромнее. Так что любое пополнение на этом фронте не просто приветствуется, а зачастую вызывает ажиотаж. Так и графическая пейзажная сюита, представленная на выставке Валерии БАХОЛДИНОЙ, открывшейся недавно в Доме Союза художников (ул. Куйбышева, 98), имеет успех не меньший, чем её предыдущие монументальные санкт-петербургские литографии.

Особенно приятно, что выставка открылась в преддверии Дня города. Это станет чудесный «букетом» Екатеринбургу к его празднику.

— Екатеринбург я начала «портретировать» сравнительно недавно, — рассказывает Валерия Бахолдина. — И это при том, что училась, развивалась и становилась художником я именно здесь, в нашем знаменитом училище имени Шадра. Золотые были денёчки, что и говорить. Преподаватели у нас были замечательные и друзья — весёлые и талантливые. Потом, как в песне поётся, «пришли иные рубежи». Я оказалась в Санкт-Петербурге, училась у знаменитого, можно сказать, легендарного графика ЯХНИНА, где постигала уже все тонкости печатной графики. Там я и начала работать над большой серией санкт-петербургских литографий, осваивала тамошние экспозиционные площадки. Потом судьба распорядилась так, что я неожиданно оказалась в Новосибирске, где пошли уже пейзажи сибирские. И вот теперь Екатеринбург с его особым воздухом, особым колоритом, своей историей. К его «портретированию» я готовилась довольно долго. Город надо было в себя снова впитать, художественно освоить. Тем более что за прошедшие годы он стал несколько другим. Более жёстким, энергичным, быстрым, насыщенным. Но всё равно для меня главное в городе — это его индивидуальность. А она проявляется, прежде всего, в исторических местах, зданиях, памятниках. И когда я с ними соприкасаюсь, то понимаю, насколько это лиричный город, сколько в нём поэзии, музыки, очарования. Архитекторы любят говорить о городской «песне пространства». Она у каждого города своя, неповторимая, индивидуальная. Ты слышишь её сразу, как только проезжаешь городскую заставу. А там уже задача каждого художника, как он эту мелодию сможет оркестровать.


Валерия БАХОЛДИНА на своей выставке в Доме Союза художников. Фото: автор.

«Оркестровка» у Валерии Бахолдиной, что и говорить, получилась изысканной. За серию екатеринбургских пейзажей она взялась, вооружившись пером, акварелью и масляной пастелью. И получились удивительно тонкие, ажурные работы, каждая из которых напоминает лирическое стихотворение, посвящённое тому или иному архитектурному мотиву. Просто покоряет бахолдинский «Оперный театр». Это прелестный лист, в котором изящно сочетается мотив натюрморта (букет лилий, театральный бинокль, трогательная фарфоровая балеринка) с легко набросанным силуэтом здания театра в окантовке сборчатого театрального занавеса.

— Я наш оперный театр очень люблю, — улыбается Валерия. — Он так похож на старинную, рокайльную бонбоньерку. В нём и по сей день сохраняется особая, празднично-таинственная атмосфера, которая так интриговала меня в детстве. В сущности, театр — это всегда праздник, а оперный театр — это праздник вдвойне. Недаром в былые времена сюда одевались как на бал — вечерние платья, меха, бриллианты, мужчины во фраках или смокингах. В оперу было принято ездить с букетами и конфетами. Вот эти-то букеты, если, конечно, спектакль понравился, и принято было бросать на сцену. Ну а если не понравилось, зачастую букет могли и домой увезти. Поэтому мне и захотелось лилию в этой работе поместить в центр. Как символ признания талантливости этого театра.

Столь же неотразима и работа, посвящённая Литературному кварталу. Здесь уже фигурируют и знаменитые верстовые столбы, и старинные особнячки в стиле «уральский модерн», ну а натюрмортной доминантой в этой работе стали гроздья рябины и хохломская посуда.


— Литературный квартал — это особое место в нашем городе, — поясняет художница.— Это просто замечательно, когда посреди современного, жёсткого мегаполиса остаются такие заповедники, в которых история города дышит в каждом камне, в каждой кованой щеколде на старинных воротах, в каждом дереве над теми тропинками в садах, по которым хаживал ещё МАМИН-СИБИРЯК. Таким же заповедником стал и Харитоновский сад с его знаменитой белоколонной ротондой. Её мне захотелось «запортретировать» в самый романтичный период, когда яблоня цветёт. Главной же работой серии для меня стала «Плотинка», — отметила Валерия. — Это, конечно, сердце города. Здесь всё начиналось. Именно здесь Василия ТАТИЩЕВА посетило то особое ощущение, которое бывает у первооткрывателей. Мне хочется думать, что он когда-то стоял на том месте, где сейчас высится памятник ему и Виллиму де ГЕННИНУ, и думал о том, что здесь будет через 200—300 лет. Поэтому и Плотинка у меня получилась такая «населённая». Я просто подумала, что именно в этом месте могут витать образы его создателей и людей, которые в своё время так много сделали для нашего города.

От редакции: Светлана ДОЛГАНОВА — искусствовед.

erid: erid: