Туманность Анны в пространстве души » новости Екатеринбурга и УрФО

Туманность Анны в пространстве души

16-01-2014, 08:00
Туманность Анны в пространстве души
Фото:

В галерее арт-клуба «Татьянин день» (ул. Бажова, 68) в январский снежный день можно увидеть «несезонные» ромашки с васильками, туман, стелящийся над лугом, деревянные мостки над «рыбной» речкой, тропинки среди выжженной солнцем травы, разноцветные осенние деревья. Здесь открылась персональная выставка известного екатеринбургского художника Анны СЕЛЕНСКИХ «Пространство души».

— Когда меня спрашивают, почему я не пишу, к примеру, пальмы Африки, пирамиды в Мексике или Ниагарский водопад, то всегда вспоминаю одну историю, — рассказывала «ВЕ» Анна на своём вернисаже 13 января. — По окончании Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств Андрей РЯБУШКИН получил большую золотую медаль и право поехать на три года в Италию, на стажировку. Но художник предпочёл «стажироваться» на севере России — Псков, Новгород, Архангельск… Ему это было куда интереснее, чем в двадцатитысячный раз рисовать Колизей. Это не блажь эксцентрика, а вполне нормальное явление. Каждый художник ищет свою тему, свой мотив, свою мелодию. И если меня бесконечно тянет рисовать февральский снег в берёзовой роще или ромашки на лугу, это и значит — вот моя мелодия…

Анна СЕЛЕНСКИХ на персональной выставке. Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

Анна Селенских считает, что художник всегда пишет свой автопортрет, даже если рисует пейзаж, натюрморт или анималистику. Прикинуться кем-то иным, чем ты есть, в искусстве не получится. Вернее, это уже не будет искусством.

Выбирая тему, живописец руководствуется только личным стремлением, только уверенностью, что если ему она интересна, то и кому-то из зрителей тоже обязательно захочется с помощью его творчества оказаться среди вековых деревьев, вдохнуть запах свежескошенной травы, погадать на ромашке. Таких зрителей у картин Анны Селенских множество.

Её творчеству свойственна неизменная душевность, пронзительная тоска по прекрасному и в жизни, и в искусстве. А этого-то нам и впрямь стало не хватать в современной «оцифрованной» реальности. И, что самое любопытное, не каждому художнику дано сегодня правдиво, «заразительно» изобразить простые, подлинные пейзажи и вещи, заполняющую вакуум «ностальгии по настоящему». Это по нынешним временам почему-то гораздо сложнее, чем какой-нибудь розово-фиолетовый закат на Бали или ещё более пронзительно розовых фламинго. Но вот романтично-лиричная выставка Анны Селенских «Пространство души» возвращает нам такие далёкие, почти как в глубинах Вселенной, земные «туманности».

Серия монотипий с дорисовкой. Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

Таким вспоминается художнице Ленинград её юности. Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

Выставка чарует своей личностной и личной мелодией, которая усиливается и звучит всё ярче от работы к работе. Стоит мысленно ступить на травы луга в «Тишине цветастой», сорвать взглядом «свечку» иван-чая — и услышишь кузнечиков, кукушку. Невдалеке уже и «Тропинки детства» — удивительно нежная работа. Забытое, казалось бы, воспоминание о своих детских «тропинках» оживает в нас у картины — как будто всё это было лишь вчера. А потом захочется переместиться в «Пору листопада», в таинственное и прекрасное время, когда кажется, что весь лес вокруг звенит, и сердечки берёзовых листьев золотым дождём падают на землю. Недаром Анна Селенских взяла осень «в подруги» даже названием одной из картин.

— Чувствую себя в чём-то похожей на хранителей традиций из крестьянской среды, — продолжает художница рассказ для читателей «ВЕ». — Знаете, ведь русская деревня жила «строго по плану». Вот сегодня у нас, скажем, день, когда принято «драть рябину» и готовить наливки, а завтра мы будем конскую упряжь чинить. Эти действия должны быть выполнены, иначе в хозяйстве потом чего-то не досчитаешься. Так и я — обязательно должна пойти с этюдником в осенний лес, или «поймать туман», или свежий рябиновый букет зарисовать. Хотя, это не значит, что мне не нравится экспериментировать. Порой и в абстракцию тянет, и к разным «пограничным» графическим техникам. На этой выставке тоже сочла нужным показать серию монотипий (монотипия — это реально единственный оттиск) с дорисовкой. Получилось, мне кажется, вполне любопытно…

«В сером тумане рассвета». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

У художницы есть особый псевдоним, данный Анне Селенских любителями её творчества: «туманная Анна». Потому что туман — один из любимых её «натурщиков».

— Туман и впрямь мой фаворит, — подтверждает с улыбкой Анна. — Быть может, потому что в юности мне приходилось частенько его наблюдать. Я тогда училась в Питере, в те времена он ещё назывался Ленинградом, а он — весьма туманный город. Очень многие мои сюжеты впервые родились там. Вообще люблю возвращаться мыслями в те годы. Вот и на этой выставке есть работа «Воспоминание о Ленинграде». Впрочем, и уральские туманы, наша природа меня «затягивают» не меньше. У нас она фактурнее, разнообразнее, в ней больше ракурсов, она как-то заповеднее. И мне доставляет несказанное удовольствие постижение пространства души этого края, приближение своей душой, взглядом к его «туманности».


«Моя подруга — осень золотая». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.


«Ромашки». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.


«Стога» — всё, что осталось от лета этой зимой… Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.


И даже тишина у художницы «цветастая». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.


Вместе с Анной СЕЛЕНСКИХ можно пройти «Тропинками детства». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

От редакции: Светлана ДОЛГАНОВА — искусствовед.

erid: erid: