Вверх по лестнице — под музыку Бутусова » новости Екатеринбурга и УрФО

Вверх по лестнице — под музыку Бутусова

1-11-2011, 08:00
Вверх по лестнице — под музыку Бутусова
Фото:

Интервью в кулуарах фестиваля «Россия»

В первой декаде октября в Екатеринбурге прошёл XXII фестиваль неигрового кино «Россия». Среди работ, представленных на суд зрителя, оказался и фильм санкт-петербургского режиссёра-документалиста Максима ЯКУБСОНА «Зодчие города Солнца», посвящённый яркой и по-своему трагической судьбе русского архитектора-конструктивиста. На V международном фестивале «Мир знаний» фильм был удостоен специального приза жюри. Екатеринбуржцев он также не оставил равнодушными. Мы встретились с гостем из северной столицы, чтобы поговорить с ним о вещах, связанных незримой нитью ещё со времён великого Гёте: Архитектуре и Музыке. И о том, какую роль во взаимоотношениях этих двух культурных категорий играет кинематограф.

Помянём Букашкина на берегах Невы

— Зритель знает вас как документалиста. А игровые фильмы вы снимали?

— Я учился в игровой мастерской у Марлена ХУЦИЕВА. Но мой первый игровой фильм, который я снимал как дипломную работу, к финалу «превратился» в документальный. Потому что там сюжет из жизни реального питерского «андеграунда» 60—70-х годов прошлого века. Фильм назывался «Имена», демонстрировался в Екатеринбурге лет 15 назад, получил какой-то диплом, затем попутешествовал по миру, потом даже попал на фестиваль в Берлине. У меня были двое соавторов сценария: Анна МКРТУМОВА (она потом выступила сценаристом фильма «Питер ФМ») и Петя КАЗАРНОВСКИЙ (известный питерский поэт), — и я подумал, а почему бы им не сыграть в фильме ещё и главные роли? Получилась такая странная картина, в которой есть эпизоды этюдно-игровые и мультипликация, и любительские, и документальные...

— Какое впечатление на вас производит Екатеринбург?

— Екатеринбург, как мне кажется, имеет какое-то будущее, нам ещё не известное и не понятное, но очень интересное; хотя он и состоялся как советский город, но имеет какое-то зерно, которое может прорасти в будущем. У Москвы и Питера такого нет, потому что у них всё больше в прошлом. Ещё я был в музее старика Букашкина. Я его очень люблю, я видел на фестивале «Послание к Человеку» — фильм, ему посвящённый, в Интернете связался с людьми, которые этим занимаются. Мне кажется, секрет популярности этого знакового для Екатеринбурга персонажа в его доступности народу. И в сочетании актуальности тем, которые он поднимал в своих «морально-бытовых» зарисовках, с удивительной сердечной теплотой. А потом сам по себе жанр, в котором работал Букашкин, — скоморошный, а скоморох всегда нёс в себе определённое мировоззрение, позицию, философию. Художник в какой-то мере снимает определённые социальные барьеры, границы, ложные социальные установки. И этим он ценен в своём творчестве. Если получится, то, может быть, мы сделаем выставку памяти старика Букашкина у нас в Питере.

Архитектор, опередивший время

Максим, расскажите о своём фильме «Зодчие города Солнца».

—Фильм про архитектуру. Он не мной был задуман — это идея Нонны ЕРМИЛОВОЙ, которая кроме ВГИКа в своё время ещё и архитектурный институт закончила. И лет двадцать тому назад познакомилась с работами архитектора-конструктивиста 20-х годов Ивана ЛЕОНИДОВА. Они её поразили. Она и написала на эту тему сценарий, который пролежал лет двадцать на полке, потом студия «Леннаучфильм» опомнилась, мне позвонили и сказали: «Мы хотим вот этот сценарий запустить, может, ты возьмёшься за него?» Сценарий оказался достаточно сложным для экранизации, во всяком случае, для меня — я всерьёз испугался, когда понял, за что я взялся. В сценарии фигурировали слишком яркие личности: ФИЛОНОВ, МАЛЕВИЧ, ПЛАТОНОВ, ПЕТРОВ-ВОДКИН. В конце концов, на первый план вышел Леонидов: он как герой фильма лучше всех выражает то время. Он утопист по своему духу, по типу, он интересовался утопией Кампанеллы с юности. Он из крестьян, из лесу, можно сказать, был учеником иконописца. Затем поступил во ВХУТЕМАС и довольно быстро стал лидером архитектурного авангарда, он вообще был очень одарённым от природы человеком, с ярким образным мышлением, этаким поэтом от архитектуры. У него была масса учеников. Он сметал мёртвые формы и на освободившемся пространстве творил нечто новое. Но, будучи личностью своего времени, он не смог в этом времени реализоваться полноценно. Когда в архитектуре опять стали доминировать сталинские стандарты, классические, но лишённые прежнего содержания формы — яркое и странное пространство, которое предлагали Леонидов и единомышленники, перестало быть нужным. Поэтому построить им практически ничего не удалось, кроме лестницы в Кисловодске. Но эта лестница сама по себе очень интересна, она оформлена как античный театр. Лестница стала стержнем фильма. Получается, что проекты Леонидова востребованы по сей день!

— Как родилась музыка к фильму «Зодчие города Солнца»?

— Со Славой БУТУСОВЫМ, написавшим музыку к фильму, мы и раньше были немного знакомы. В 2009 году я снял фильм «Параллелошар», где есть эпизод с участием Бутусова и его музыкантов. Там вообще много знаковых персонажей, в том числе ГРЕБЕНЩИКОВ и ШЕВЧУК, но в основном это была картина о художниках. А когда родилась идея фильма про архитекторов, я подумал: Слава же архитектор, почему бы его не подключить к процессу? Правда, Слава тогда был сильно замотан, так как писал новый альбом. И он предложил такую схему, он дал мне послушать музыку ребят из израильской группы «Иной креатив» и сказал: хорошие ребята, они смогут справиться. Однако в основу саундтрека, написанного музыкантами этой группы, была взята известная бутусовская тема «Скованные одной цепью», которая, как мне кажется, очень созвучна всей этой революционной теме.

Из досье

Режиссёр Максим ЯКУБСОН родился в 1970 году, в 1997-м окончил ВГИК. Несмотря на то что он учился на режиссёра игрового кино, стал документалистом. А ещё он пишет стихи, они опубликованы в журналах и сборниках. Снял немало ярких и запоминающихся картин, среди которых «Имена» (1997), «Рукотворное небо» (2005), «Косово. Сретенье» (2008), «Параллелошар» (2009), «Зодчие города Солнца» (2011). Лауреат многих фестивалей документального кино.

Екатерина ДОБРЫХ.

erid: erid: