Cвет «убегающего луча» » новости Екатеринбурга и УрФО

Cвет «убегающего луча»

7-03-2014, 08:00
Cвет «убегающего луча»
Фото:

Уже две недели в Музее изобразительных искусств (ЕМИИ, пер. Воеводина, 5) открыта и работает выставка «…Более, чем художник», посвящённая 150-летию Алекcея Козьмича ДЕНИСОВА-УРАЛЬСКОГО. Разнообразные творческие ипостаси знаменитого земляка — живописца, графика, камнереза, ювелира, краеведа, мастера слова и организатора выставок — впервые столь полно представлены в ЕМИИ. Необыкновенная экспозиция в рамках Года культуры изо дня в день наполняется новыми событиями: авторскими экскурсиями, лекциями, рассказами об отдельных экспонатах, которые принадлежат истории и таят занимательные или драматические сюжеты.

Так, 5 марта автор концепции выставки, её куратор — заведующая отделом декоративно-прикладного искусства, кандидат искусствоведения Людмила БУДРИНА — выступила перед посетителями с лекцией «Аллегорические изображения воюющих держав» — о серии фигур-аллегорий в камне, созданных Денисовым-Уральским в 1914 году и никогда прежде не выставлявшихся в Екатеринбурге. В тот же день, двумя часами раньше, публике было презентовано новое научное издание музея — каталог выставки, автор текста которого тоже Людмила Будрина. Он освещает жизнь и творчество того, кто «более, чем художник». Этот каталог, в свою очередь,— больше, чем каталог…

Этот портрет сделан в петербургском фотоателье Буллы в 1906 году. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Один из уральских пейзажей Алексея Козьмича ДЕНИСОВА-УРАЛЬСКОГО (1864—1926), показываемых на масштабной выставке в ЕМИИ, так и называется: «Убегающий луч». Закат, яркая линия горизонта вот-вот померкнет, сольётся с сумраком пространства, но последний в этом умирающем зимнем дне солнечный луч ещё освещает и однобокую сосну, и снег на горе в фиолетово-серых переливах… Художник не дал ему убежать, оставил его свет в акварели на бумаге, поймал навсегда. Этот чудесный пейзаж может стать для нас своего рода метафорой образа самого художника.

Свет личности и творчества Денисова-Уральского проник через времена забвения. Куратор выставки и автор текста каталога Людмила БУДРИНА рассказала о том, что впервые после революции, после долгого замалчивания имя нашего земляка, волею судьбы оказавшегося вне России, прозвучало вновь отдельными публикациями только в сороковые послевоенные годы. Первое же научное издание вышло в 1953 году, его автор — известный свердловский искусствовед Борис ПАВЛОВСКИЙ. Создателем трёх биографических книг о Денисове-Уральском стала Светлана СЕМЁНОВА. Опубликованы статьи о нём историков искусства. Названия и даты всех публикаций можно найти в библиографическом разделе каталога. Однако научным исследованиям творчества Денисова-Уральского ещё далеко до завершения. И этот новый каталог не только представляет все разделы выставки в Екатеринбурге, но расширяет наше знание о творце с помощью многочисленных партнёров. Здесь мы видим картины, экспонаты и документы из собрания российских и зарубежных музеев, читаем историю их создания в контексте творческого пути художника и его судьбы.


«Акварельный пейзаж 1907 года «Убегающий луч». Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

На презентации научного каталога выставки директор ЕМИИ Никита КОРЫТИН и автор дизайна этого издания Валерий СЕМЁНОВ говорили о том, что идентификация значения творчества Денисова-Уральского, масштаба его таланта — регионального, российского или европейского? — находится в стадии формирования. Так же, как всем нам ещё предстоит осознать его неоценимую роль в распространении по миру самобытности Урала. Каталог доступен читателям — его экземпляры переданы безвозмездно в Муниципальное объединение библиотек, Научную библиотеку им. В. Г. Белинского, а также музеям-партнёрам. В созидании выставки (результат достоин этого пафосного определения процесса) участвовали: Пермская государственная художественная галерея, Свердловский краеведческий музей, объединённый Музей писателей Урала, библиотека им. Белинского, Центральный государственный архив кинофотодокументов Санкт-Петербурга и архив Cartier (Париж, Франция). Каталог создала группа научных сотрудников ЕМИИ.


Лесной пожар» (1910 г.) — одно из самых знаменитых и крупных полотен Денисова-Уральского из собрания ЕМИИ. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Алексей Козьмич Денисов-Уральский считал: «Урал представляет в своём роде единственное в мире зрелище…». Это высказывание цитируется в каталоге. Это подтверждается на выставке в музее светом, «пожарами», сиянием его работ в красках и камне.

erid: erid: