«Уходящая натура» не ушла » новости Екатеринбурга и УрФО

«Уходящая натура» не ушла

2-11-2011, 08:00
«Уходящая натура» не ушла
Фото:

На новой выставке «Последние листья» в «Белой галерее» (ул. 8 Марта, 66)представлены пейзажи уральской живописной школы. Время их написания — 1920—1990 годы, и они демонстрируют всю широту творческих возможностей уральских мэтров. Во главе, конечно же, — основатель этой школы, легендарный Иван СЛЮСАРЕВ. 125-летию со дня его рождения и посвящена эта выставка.

В кинематографе есть такое понятие — «уходящая натура». Это когда, например, фильм снимается зимой, а снег при этом с бурной, весенней, неудержимой стремительностью тает. Так и художник Слюсарев торопился запечатлеть осенние листья, талую воду среди берёз или вот эти камни на Таганае, где на камнях растут цветы… Благодаря ему, мастеру академического пейзажа, уходящая натура не ушла, осталась с нами и радует на новой выставке.

На каждый сугроб, на каждое дерево с трепещущими жухлыми листьями в ракурсе «уходящей натуры» смотришь совершенно по-иному, ощущая их драгоценность. Примерно такие же чувства посещают меня, когда я смотрю на отечественную реалистическую живопись последних трёх четвертей ХХ века, которая гораздо сложнее политизированного понятия «соцреализм».

Искусство, к счастью, всегда неизмеримо шире, изящнее и непосредственнее тех схем и теорий, с помощью которых пытаются управлять художественной стихией. И художники, столь ярко и талантливо творившие на Урале в этот сложный и во многом трагический период, — отнюдь не просто «рядовые великой армии соцреализма». Иван Слюсарев, Олег БЕРНГАРД, Виктор ЗИНОВ, Александр БУРАК, чьи работы и представлены на выставке «Последние листья» в «Белой галерее», создали уникальный и утончённый мир неброского уральского пейзажа. Школа уральской классической живописи, которую они в течение многих лет олицетворяли, приобретала известность, авторитет и мощь. Сейчас, когда уже есть возможность взглянуть на эти десятилетия более или менее беспристрастно, мы начинаем понимать, какие замечательные мастера творили в Екатеринбурге, тогдашнем Свердловске. Не случайно именно в эти годы свердловский Союз художников стал одним из самых творчески сильных и уважаемых в стране, а его представители практически каждый год собирали призы и награды многочисленных выставок. Живописное наследие тех лет до сих пор изумляет и радует музейщиков, любителей изобразительного искусства и коллекционеров.

Ученик знаменитого Леонарда ТУРЖАНСКОГО, наследник его творческой философии и живописного мастерства, Иван Слюсарев рано обрёл успех, известность. Настоящий труженик и подвижник, он каждый день вставал перед мольбертом, как перед алтарем, и не мыслил себя вне этого особого мира искусства. Слюсарев вдумчиво изучал уникальную красочную палитру уральской природы, которая теперь во всём своем очаровании предстаёт перед нами на выставке. Что бы ни живописал художник: болотце с бесконечными рядами кочек или молоденькую зелёную ёлочку, примостившуюся на краю желтеющей осенней поляны; размытую дождями просёлочную дорогу или деревенский дворик со всем своим нехитрым, но таким обаятельным сельским антуражем, — всякий раз мы поражаемся, как тонко он улавливает живописное настроение выбранного мотива. Как неожиданны его колористические решения и как прелестна эта непринужденная рябь мазков, составляющих живописную ткань произведения. Настоящий художник узнаётся именно по этому виртуозному изяществу, с которым он каждый раз «лепит» объект, передавая подчас двумя-тремя взмахами кисти объём и плоть выбранного «натурщика». А между тем это просто набор этюдов и картин, на которые зрителям не надоедает смотреть уже многие десятилетия и которые с каждым годом растут в цене.

Возможно, художника Слюсарева весьма позабавила бы сейчас вся эта суета и при этом порадовала бы. Какой же художник не хочет, чтобы его имя не исчезло «со старых афиш»? И всё же, когда я смотрю на эту экспозицию, меня охватывает лёгкая грусть. Уходит, удаляется от нас великая живописная эпоха, к которой мы так часто были несправедливы. Облетают листья с большого дерева, последний луч солнца золотит живописный пейзаж. Мне вспоминаются строчки Бориса ПАСТЕРНАКА: «Художники уходят без шапок, будто в храм, в гудящие угодья к берёзам и дубам...». Но «уходящая натура» в их картинах — это навсегда.

На фото: «Камни на Таганае».

 На фото: Ещё одна «Осень» уральского мэтра…

Фото предоставлены галереей.

 

erid: erid: