Раритеты из бесценной летописи » новости Екатеринбурга и УрФО

Раритеты из бесценной летописи

3-04-2014, 08:00
Раритеты из бесценной летописи
Фото:

Свердловская студия кинохроники была первой профессиональной киностудией в Уральском регионе. Она самостоятельно работала в Свердловске в течение 18 лет — с 19 марта 1933 года по август 1951-го. Свердловский областной государственный фильмофонд и Музей Свердловской киностудии провели в кинотеатре фильмофонда (ул. Блюхера, 4) показ документальных фильмов, созданных на этой легендарной студии.

Киновстреча, состоявшаяся 26 марта, была приурочена к дню рождения студии. В этом году исполнился 81 год со времени её создания. Зрители увидели 3 документальных фильма и киножурнал, которые стали бесценной кинолетописью. Сегодня они позволяют нам видеть и ощущать движение времени.

Лента «Магнитка» снята в 1937 году. Уже действует знаменитый металлургический комбинат — гигант индустрии. Всего только 7 лет назад здесь была безлюдная, покрытая бурьяном уральская степь. И вот мы видим кварталы Магнитогорска — идёт трамвай, бьют фонтаны… Колхозник ОРЛЕНКО (один из реальных героев этого фильма) пришёл ещё на строительство комбината и стал один из лучших горновых доменного цеха, награждён Орденом Трудового Красного Знамени... Магнитогорский комбинат даёт продукции в 5 раз больше, чем 200 заводов старого Урала.

Фильм «Город Н» (1944 г.) рассказывает о трудовых подвигах уральцев для скорейшей победы над врагом. «Город Н» — так по условиям военного времени приходилось называть Нижний Тагил. Фильм обращается и к давним страницам истории. Ещё на полях Полтавской битвы гремели уральские пушки. С руды начинается производство оружия. Чем больше руды, тем больше оружия. Дни и ночи трудятся для Победы на этом старом уральском заводе. 40 лет рабочего стажа за плечами Петра Николаевича ГРАЧЁВА. Вот на экране первая в мире женщина-горновой Фаина ШАРУНОВА. А на танковом заводе — 15-летний слесарь Алексей ЕВСТРАТОВ. Примерно такого же возраста слесарь Вася ПЕРМЯКОВ, которого и опытные рабочие почтительно величают: «Василий Матвеич». Да, это те самые ребята, о которых написал свою знаменитую книгу «Малышок» уральский писатель Иосиф ЛИКСТАНОВ. Спустя многие годы кинохроника рассказала нам о трудовом подвиге Урала в годы Великой Отечественной войны, назвала героев поимённо и показала их лица.

Картина «Огни уральских колхозов» (режиссёры Виктор НЕВЕЖИН, Ева ГАЛЬПЕР, оператор Иван КОСИЦЫН, 1948 г.) переносит зрителя в первые послевоенные годы. Кинохроникёры снимают электрификацию Свердловской области. Прасковья БЕССОНОВА не имела профессии, сейчас она дежурный диспетчер на электростанции. Деревня Тёмная в Сухоложском районе получает новое название — Светлая…

Киножурнал «Советское искусство» № 3—4 был создан совместно Куйбышевской и Свердловской студиями кинохроники в 1943 году. У киножурнала есть подзаголовок: «Искусство Урала в дни войны». Такой тематический киножурнал выходил, несмотря на тяготы военного времени. Музы не молчали. Хроника вместила много событий и имён. Павел Петрович БАЖОВ рассказывает о работе над новыми сказами. Народный артист УССР Пётр СТОЛЯРСКИЙ ведёт занятия с ансамблем юных скрипачей. Театр музыкальной комедии показывает комическую оперу «Запорожец за Дунаем», а в роли Одарки — Мария ВИКС. В Свердловском драматическом театре идёт спектакль по пьесе Константина СИМОНОВА «Русские люди» с участием Бориса ИЛЬИНА и Константина МАКСИМОВА…

Над выпусками киножурналов и фильмами работали многие специалисты: сценаристы, режиссёры, операторы, звукооператоры, монтажёры, проявщики, осветители, редакторы... Директором Свердловской студии кинохроники с февраля 1941 года по август 1951-го был Герман ЦИГЕЛЬ (1902—1985 гг.), превосходный организатор кинопроизводства. Эти профессионалы и создали уникальную, бесценную кинолетопись Урала, страны. А затем их эстафету подхватили другие кинематографисты. В августе 1951 года студия кинохроники в качестве Объединения документальных фильмов вошла в состав «большой» Свердловской киностудии. Так иногда называли Свердловскую киностудию, созданную в 1943 году и снимавшую до той поры только художественные фильмы. В 1951-м документалисты пополнили её ряды и продолжили дело Свердловской студии кинохроники.

От редакции: Лев ЭГЛИТ — заведующий музеем Свердловской киностудии.

erid: erid: