Отпечатки ритуалов во дворе и на лице » новости Екатеринбурга и УрФО

Отпечатки ритуалов во дворе и на лице

21-08-2014, 08:00
Отпечатки ритуалов во дворе и на лице
Фото:

Московский музей современного искусства озадачил сразу и наповал самим названием своего проекта: «Завтра воды не будет». И далее — всеми его экспонатами по очереди. Причём, похоже, только первых зрителей новой выставки 19 августа, организованной Уральским филиалом Государственного центра современного искусства (ул. Добролюбова, 19а) и столичным музеем. Сотрудников УФ ГЦСИ Илью ШИПИЛОВСКИХ и Романа ПЛОТНИКОВА уже сложно ошарашить арт-объектами и концептами. Однако, завершив вместе с москвичами монтаж выставки, перед вернисажем они с вниманием изучали авторские комментарии, сверяя не только правильность развески, но и собственные впечатления.

Прочитать насчёт отсутствия воды в объявлении на дверях своего подъезда — увы-увы, не диво, а момент повседневности. Но вот на выставке… Видео Мурада ХАЛИЛОВА в течение двух с четвертью (!) часов показывает, как мы практически реагируем на эту неприятность привычным ритуалом. Экранный образ становится «льющимся» эпиграфом к экспозиции, отыскавшей ритуалы не в древности, а во дворе и дома, и даже на лицах современников, «прочитавшей» их для нас предметно, наглядно, «вслух».

Кураторский проект московского культуролога Алексея МАСЛЯЕВА действительно начинает работать на свою идею с интригующей первой титульной строчки «Завтра воды не будет». И держит интригу без пауз, играя парадоксами повседневности. Вот плакат  — он есть, и его нет одновременно, потому что собственно плакатный текст и рисунок отсутствуют. Но автор (именует себя — ЧТАК) провоцирует зрителя на ритуал общения с этим «отсутствием присутствия» надписью: «Весь тираж этого плаката был уничтожен». И начинается конспирологический ритуал, которому сегодня многие предаются по самым разным поводам: «Что же такое рискованное или неприличное здесь было изображено?..»

В жизни мы замечаем ритуалы краем глаза, кромкой сознания, а на выставке мимо них не пройдёшь. На экране, в видео Мурада ХАЛИЛОВА, вода заполняет ванну, льётся на кафель, течёт и течёт из открытого крана… Всем знакомое действие, когда, чертыхаясь, мы бежим делать запас воды. Замрём, глядя на водяную струю, на водную переливающуюся поверхность, присядем на бок ванны, размечтаемся. Это ритуал — повторяющееся из раза в раз событие с одними и теми же реакциями на него.

Таких ритуалов у нас, может быть, гораздо больше, чем у далёких предков, которые придумали, к примеру, наносить боевую раскраску на лица, делать татуировки, чтобы защититься от злых сил, показать своим, что свой, а чужих напугать. Сегодня столь популярный ритуал татуажа и его результат, кажется, утратили древний смысл. А на самом-то деле — нет. Его парадоксальная социальная задача прежняя — выделиться из себе подобных и уподобиться тем, кто уже приобщён к группе татуированных. Алина ГУТКИНА представила сеанс татуажа и эскизы рисунков в инсталляции «Внешность как радикальный жест». А Таус МАХАЧЁВА наглядно показала, как бездумное нанесение татуировки превращает живое лицо в однотонную маску. Как смешение непонятных символов (просто понравились) приводит к утрате их смыслов или к противоположному их значению. Разрушается взаимосвязь действия и его глубинной сути.

Отпечатки игрового ритуала оставил на белой штукатурке волейбольный мяч. Работа «Мы жили в эти годы…» Александра СИГУТИНА и Авдея ТЕР-ОГАНЬЯНА ведёт нас прямо к ритуалу воспоминаний: «У меня во дворе перед домом была такая стена. — У каждого во дворе была такая стена». И одновременно к осознанию общности — вполне ритуальному.

Ритуал приготовления пищи доведён двумя художниками под общим именем ЕЛИКУКА (Олег ЕЛИСЕЕВ и Евгений КУКОВЕРОВ) в проекте до весёлого абсурда. Древний костёр заменён прожекторами — источником не огня, а света. Но на этом раскалённом «свете» можно, оказывается, поджарить сосиски. Вход в кухню украшают изображения этих сосисок в виде мультяшных персонажей, а на стене у «световой» жаровни они уже в нимбах. Кстати, «замученные» сосиски, по свидетельству вернисажной публики, были вкусны.

Само знакомство с выставкой начинается ритуалом приветствия — видео Таус Махачёвой. Встречаемся и прощаемся с выставочными арт-объектами мы тоже ритуально, благодаря скульптурной композиции Александра ПОВЗНЕРА. Вспомните ритуалы поднятия флага на вершину Эвереста или на флагшток в детском лагере, ритуальные отметки флажками на карте мест путешествий. Так и здесь —мы отмечаем «загипсованными» флагами своё присутствие: «Я был здесь».

erid: erid: