Музыка поиска истины » новости Екатеринбурга и УрФО

Музыка поиска истины

16-09-2014, 08:00
Музыка поиска истины
Фото:

Академический Театр оперы и балета (пр. Ленина, 46а) 16 сентября представляет одну из самых необычных премьер за всю свою более чем столетнюю историю. Премьера открывает 103-й сезон театра. Опера «Сатьяграха» американского композитора Филипа ГЛАССА, написанная ещё 35 лет назад, поставлена в Екатеринбурге — впервые в России, и поют её… Мы привыкли, что оперы немецких или итальянских композиторов на нашей сцене исполняются на языке оригинала. Но здесь — не английский, родной автору, а санскрит, на котором написана «Бхагавад-Гита», древнеиндийская философская «Божественная песнь», главная книга для героя оперы.

Духовный лидер Индии, политик и философ Махатма ГАНДИ вдохновил величием своей личности композитора из США на создание этой оперы в 1979 году, а сейчас её постановщиков из Европы — дирижёра Оливера фон ДОХНАНЬИ, режиссёра и художника Тадэуша ШТРАСБЕРГЕРА. Артистов же театра опера подвигла на изучение санскрита с помощью преподавателя Натальи СИЛКИНОЙ и тяжёлый труд вживания в эту музыку, в эту культуру. Исполнитель главной партии Владимир ЧЕБЕРЯК, который все три оперных акта поёт и действует на сцене, даже решился обрить голову, чтобы и внешне приблизиться к образу Махатмы Ганди…

 «Махатма» — поэт Рабиндранат ТАГОР первым назвал так ГАНДИ, что на санскрите означает «великая душа». Санскрит теперь звучит с екатеринбургской оперной сцены. Никто из нас, допущенных постановщиками на генеральный прогон оперы «Сатьяграха» 12 сентября, разумеется, санскритом не владеет. Однако перевод фрагментов поэмы «Бхагавад-Гита», возникающий на экране рядом со сценой, не был необходимым условием восприятия. Этот текст, который звучит и многократно повторяется на санскрите в исполнении хора и солистов, лишь обозначил точку отсчёта поисков главного героя. Это беседа между Кришной и принцем Арджуной перед битвой о том, стоит ли решаться на смертный бой… Победа сулит воину царство, а поражение дарует пребывание на небесах. Итог любой равноценен, так стоит ли?.. Мы услышали и увидели необыкновенные по красоте и воздействию на разум и чувства две части спектакля. Наверное, нечто подобное ощущают способные к медитации люди.

Сатьяграха на санскрите означает — упорство в истине. Эта истина — неприятие насилия в любой форме — открывается Махатме Ганди в неустанных поисках. Незаинтересованность в результате действия, но обязательно — действие. При этом ни одно живое существо не воспринимается как враждебное. А единственная жертва, которая возможна в его философии ненасильственного сопротивления национальной, религиозной, колониальной дискриминации, — жертвовать собственной жизнью.

Музыка Филипа ГЛАССА обволакивает, ведёт за собой от ступеней храма, от индийских «многослойных» закатов и рассветов в дали — пространственные (Лондон, Южная Африка, снова Индия) и человеческого духа. Махатма Ганди в исполнении Владимира ЧЕБЕРЯКА на сцене очень человечен и парадоксален в своей внешней незащищённости и внутренней несгибаемости. Закутанный в кусок белой ткани или в нелепой для него европейской одежде, в очках, с мягкой улыбкой, его герой проживает в музыке и с музыкой невероятную жизнь. Так Кришна возникает на сцене маленьким божком с дудочкой и превращается у нас на глазах в могущественное божество.

Хор — многофигурное яркое действующее лицо оперы — кажется, ни минуты не пребывает в статике. Его проход по залу — кружение с дарами Кришне, с огнём в руках, его смятение в сцене регистрации колониальными чиновниками, его приближение к огню, сжигающему регистрационные карточки, завораживают. В опере появляются персонажи, которые близки Махатме Ганди духом и мыслью. Так в глубине сцены мы видим Льва Толстого, получающего письма от индийского подвижника и отвечающего ему своими посланиями о непротивлении злу насилием. За два акта оперы, в беспрерывном действии музыки, пластики проходит огромное время, огромная жизнь… Но будет и третий акт, который нам, к сожалению, на прогоне не показали. Его увидят зрители на премьере оперы «Сатьяграха».

Видео: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

erid: erid: