Своим курсом к морю » новости Екатеринбурга и УрФО

Своим курсом к морю

12-11-2014, 08:00
Своим курсом к морю
Фото:

Никакой компас не в состоянии показать направление северо-юг. Северо-запад, юго-восток… Однако либо юг, либо север. Нельзя одновременно двигаться к двум противоположным полюсам. На выставке «Северо-Юг» Екатерины ПОЕДИНЩИКОВОЙ и Юрия ПЕРВУШИНА эта невозможность преодолена. Два моря — два мира красок плещут волнами, холодными и тёплыми, в выставочном зале Академии государственной службы (8 Марта 66). Вход свободный.

Море Екатерины Поединщиковой на юге, в Греции. Здесь прибрежная полоса полна жизни, суеты, тревог, музыки, пляжников, надувных матрасов, катеров и сёрферов. Здесь снуют с бокалами прохладительного «измученные нарзаном» дуси, мороженое липко течёт на живот, песок забивается в шлёпанцы. Здесь женщины роскошных габаритов натягивают леопардовые купальники, а нагловатые пацанки загорают топлесс. В этом южном мареве-вареве возможно всё — от пляжной любви до быстрой карманной кражи, от ожога медузы до столкновения яхты с катером. На фоне этих катеров Екатерина Поединщикова и представила ВЕ свой «Юг». Южная жара в её работах почти физически ощутима, а солнечный свет столь насыщен, что, кажется, его можно резать ломтями…

Куратор художественного проекта «Северо-Юг» Марина ДАШЕВСКАЯ рассказала ВЕ о его авторах:

— Они необыкновенно разные, и в то же время в их творчестве есть что-то неуловимо общее. Во всяком случае, их работы, несомненно, очень выигрывают от соседства друг с другом. Летом этого года они вдруг оба дружно и каждый сам по себе взялись за тему моря. Только Екатерине ПОЕДИНЩИКОВОЙ больше импонирует юг, Греция, а Юрию ПЕРВУШИНУ — север Европы, Голландия. В эту страну Первушин уже несколько лет ездит на летние пленэры. Она привлекает его той поразительной гармонией, которая так свойственна этому необыкновенному месту, где традиция очень удачно сочетается с ультрасовременными тенденциями. Его голландские работы с этим нежным, белёсым сфумато (смягчением очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух) — загадочные, даже романтичные. А греческие работы Кати, интенсивные по колориту и резкие по композиции, в контрасте с работами Первушина кажутся еще более экспрессивными. Потому мне и показалось весьма любопытным соединить две эти морские серии в одном проекте и посмотреть, что будет…

А происходит вот что. Путешествие, в которое нас без визы и багажа отправляет эта выставка, становится увлекательным уже с первого же пейзажа. Если поманит к себе белая песчаная тропинка Первушина, которая вьётся-изгибается среди прибрежных дюн, то можно раствориться в этом странном призрачном тумане, в котором то ли перекликаются века, то ли гудят корабли, боясь наскочить на риф. Эти тропинки, подобно кольцам дерева, прирастают с каждым годом, добавляя на лице старушки Голландии новые уютные морщинки. Этот мир, который с таким увлечением пишет Юрий Первушин, принимает в себя шумные современные страсти и гасит их, будто пуховая подушка бессонницу. В него хочется погрузиться, если не на месяц, то хотя бы на неделю. Бродить босиком по ласковому теплому песку, наблюдать полёт стрекоз, слушать шелест ломкой прибрежной травы и, быть может, даже научиться слагать стихи. Хотя стихи уже написаны Иосифом БРОДСКИМ:

Когда так много позади

Всего, в особенности — горя,

Поддержки чьей-нибудь не жди,

Сядь в поезд, высадись у моря...

Море научит ритму, покою, волнению, шторму и штилю. А художника Юрия Первушина море заставило взяться за кисти и изобразить эту влажную влекущую бесконечность…

Екатерина Поединщикова выплёскиваёт на свои южные холсты быстрые, будто щелчок фотокамеры, впечатления от яркого, кричащего калейдоскопа курортного помешательства, в котором есть своя диковатая красота. Поединщикова умеет наслаждаться безумным-безумным-безумным южным пляжным туризмом, которым многие недовольны и без которого те же самые недовольные уже жить не могут. На этом «Юге» смотри в оба, кидай в фонтаны монетки и жалуйся, что к шведском столу не пускают с пакетами «про запас». Глядя на её работы, хочется немедленно окунуться в эти солёные волны, которые с тысячелетней античной невозмутимостью смоют лоск всего сегодняшнего и заставят бездумно валяться на надувных матрасах под ядовито-зелёными зонтиками и желать только одного — «чтобы лето не кончалось!..»

Таков он — невозможный курс «Северо-Юг», новое искушение цивилизации. Современников давно уже охватило особое беспокойство — охота к перемене мест. Причём чем больше ездишь, тем больше хочется ездить. Этот голод утолить нельзя. Нас всех уже несёт туристическая птица-тройка, и только страны мелькают, фотоальбомчики в соцсетях заполняются, магнитиков на холодильнике больше и больше. Всё это особенно остро чувствуют художники, и на выставке искушение продолжается.

erid: erid: