Щемящая нота в звучащей тишине » новости Екатеринбурга и УрФО

Щемящая нота в звучащей тишине

19-11-2014, 08:00
Щемящая нота в звучащей тишине
Фото:

В жизни всегда должно быть место сказке, сколько бы лет тебе ни исполнилось. Как бы ты ни повзрослел, всё равно хочется оказаться на неведомых дорожках и разглядывать следы невиданных зверей. Или почувствовать себя эльфом, которому ничего не стоит перепорхнуть с цветка на цветок. Ну и наконец, дамам вспомнить детские мечты — примерить на себя корону средневековой принцессы, закрыть глаза и предаться грёзам о принцах, хрустальных туфельках и волшебных странах с поющими цветами и феях-крёстных, у которых всегда наготове для тебя новый роскошный наряд и золотая карета.

Примерно такие чувства неизменно охватывают меня, когда смотрю на работы екатеринбургской художницы Лидии ЧУПРЯКОВОЙ, чья выставка открылась в выставочном зале журнала «Урал» (ул. Малышева, 24). Вход в сказку — свободный.

В живописном пространстве художницы всегда есть ощущение тишины. Её герои умеют держать паузу. Они не просто смотрят на зрителей, они явно думают о чём-то загадочном, как, к примеру, персонаж картины «Настроение в стиле Франсиско де Сурбарана».

— Мне нравится отправлять моих героев в путешествие по разным странам и эпохам, поделилась Лидия Чупрякова с ВЕ на фоне своей персональной выставки. — В этом у творческих людей есть особое преимущество. Для художников не существует границ и расстояний. В любой момент силой воображения ты можешь оказаться в Англии времён ШЕКСПИРА, в Швеции эпохи короля Эрика или в мушкетёрской Франции. Если захочется, можно украсить своих героинь дорогой парчой и драгоценностями. Или просто дать им в руки… пеликана. И никогда не знаешь, какое новое живописное приключение ждёт тебя у мольберта.

«Синяя птичка». Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

Приключения на выставке живописи Лидии Чупряковой и зрителей ждут на каждом шагу. Можно, к примеру, отправиться в паломничество к Красному морю, полюбоваться игрой миниатюрных рыбок в изумрудной воде, погреться в золотистых лучах южного солнца (а это так кстати в наш холодный сезон). Или вдруг переместиться не только в пространстве, но и во времени, и очутиться в Италии на знаменитой киностудии «Чинечитта», где маэстро Федерико ФЕЛЛИНИ как раз заканчивает съёмки своей легендарной «Дороги» с Джульеттой МАЗИНОЙ в главной роли. А ещё через несколько шагов — знакомство с настоящей инфантой. Есть и простые радости, казалось бы, не сказочные: котята то и дело попадаются в работах Чупряковой. Одна из картин называется «Мой дом там, где моя кошка». Впрочем, согласитесь, кошки — не менее таинственные существа, чем легендарные принцессы. Недаром в сказках мяукающие особы так часто и с удовольствием сопровождают царственных персон.

— Животных всегда рисую с удовольствием, — рассказывает Лидия Чупрякова. — Любая бабочка, стрекоза, птичка, кошка, собака — своего рода совершенство. Мы можем многому научиться у этих существ, каждое из которых обладает по-своему грациозной пластикой. Они уже одним своим присутствием способны создать атмосферу тепла и счастья.

Смотрю на «Синюю птичку». Здесь снова всё просто и лаконично. Девочка в белом платье играет на дудочке, а маленькая синяя птичка сидит на её руке и прислушивается к нежной мелодии. Здесь есть та же звучащая тишина, которая трепещет и в другой, столь драматичной работе — «Женский портрет. Татьяна». Великая княжна безмятежно смотрит на нас с холста, но мы невольно вспоминаем, что её юная жизнь оборвалась совсем недалеко от того места, где сейчас проходит эта выставка. Присутствие этого портрета вносит в экспозицию щемящую ноту, которая слышна и в других живописных сюитах-сказках Лидии Чупряковой. Её герои иногда словно задают безмолвно вопрос:

«Почему же этот мир так красив и так жесток? Почему у реальных событий финал слишком часто не такой счастливый, как в сказках?»

Но эти же картины Чупряковой дают нам ощущение защищённости и увеличивают число прекрасных сказок в этом мире, которые помогают жить.

erid: erid: