Художники расстелили «скатерть-самобранку» » новости Екатеринбурга и УрФО

Художники расстелили «скатерть-самобранку»

2-04-2015, 08:00
Художники расстелили «скатерть-самобранку»
Фото:

Михаил ЖВАНЕЦКИЙ как-то посетовал, что мы совсем забыли «искусство еды», то есть, конечно, не сам процесс, а еду как трапезу. Трапезу как символ единения людей, как процесс слияния с природой, один из моментов наслаждения жизнью. И если мы, едоки, стали забывчивы и беспечны к процессу поглощения пищи, то вот изобразительное искусство никогда не оставляло своим вниманием это «искусство еды». Художники воплощали еду как еду и как трапезу, размышляли, любовались «хлебом нашим насущным», в конце концов.

Натюрморт с хлебом, вином и фруктами — альфа и омега живописи. Яблоки и виноград — желанные модели скульптора. Несть числа этим вкусным воплощениям, которыми мы не устаём восхищаться на протяжении многих веков. Теперь эта тема раскрывается на выставке «Трапеза» в работах наших современников. Экспозицию представляет выставочный зал Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ул. 8 Марта, 66, прежнее название — Академия госслужбы). Вход для тех, кто любит поесть и прекрасное искусство — свободный. То есть для всех. Даже экзотическая красавица покорена, например, вот этим горячим красным борщом с островком сметаны, изображённым Кириллом БОРОДИНЫМ как маленькое кипящее озеро красок и вкуса.

Куратор выставки «Трапеза» Марина ДАШЕВСКАЯ рассказала ВЕ перед вернисажем, который состоится 3 апреля:

— Ещё когда эта выставка только замышлялась, тема только «вырисовывалась», уже в разговорах с художниками стало понятно: она верная. Будущая «Трапеза» их всех, таких разных по манере, стилю, эстетическим пристрастиям, очень заинтересовала. Поэтому выставка одной темы и получилась столь разнообразной…

Кирилл БОРОДИН угостил экзотическую красавицу борщом… Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

«Трапеза» стала настоящим пиршеством художником, где каждый «накрыл стол» по своему вкусу, расстелил собственную «скатерть-самобранку». Екатерина ПОЕДИНЩИКОВА обратилась к вечному сюжету. В её библейской композиции Ева соблазняет Адама даже не одним яблоком, а целой яблочной россыпью, и у Адама нет шансов устоять перед искушением. Кирилл БОРОДИН живописно убедил, что русское пристрастие к пельменям и борщу так легко распространить по миру. В натюрмортах Мирзы МАМЕДОВА можно встретить то закопчённую помятую сковороду с яичницей, то деревенский чугунок с картошкой в мундире… Куда уж проще. Но эти натюрморты изысканны и вдруг открывают прелесть изначальных форм, очарование «простецкого». А на картине Артёма БЕЛОСТОЦКОГО возник удивительный многозначительный самовар. Будто он не металлическое приспособление для кипячения воды, а некий символ человеческого бытия, эмблема уюта, центр единения семьи.

…а попугаев — уральскими пельменями. Фото: Светлана ДОЛГАНОВА.

«Трапеза» получилась богатой и едой, и символами, и настроением. И не только екатеринбургской. В центре экспозиции располагается монументальное произведение молдавского художника Владимира ФРУМУСАКИ «Кутёж князей». Живописное панно, написанное маслом прямо на старинном ковре — посвящение ПИРОСМАНИ. Грузинский художник-примитивист Нико ПИРОСМАНИШВИЛИ, как известно, был большим любителем подобных пиров и не раз изображал ритуал щедрого кавказского застолья. Рядом с «Кутежом…» — прекрасные соседи по «Трапезе»: восточные натюрморты известного киргизского художника Сансызбека МИРЗИРАИМОВА. Здесь и роскошный виноград, и бархатистые персики, и золотистые дыни — словом, всё то, что полагается для достойного дастархана.

Трапеза многолика. Каждый народ, каждый этнос создаёт свою мифологию, свои сказочные сюжеты, связанные с едой. Вспомните нашу скатерть-самобранку или горшочек, самостоятельно варивший кашу в сказке братьев ГРИММ, или оладьи мамы Муми-Тролля, или плюшки фрекен Бок, которые так ловко воровал Карлсон…

А ещё трапеза — это и столовые приборы, и разговоры за столом. Когда смотришь на работу Юрия ПЕРВУШИНА, где изображена всего лишь одна серебряная ложка, то легко представить её целую жизнь в семье, невидимо присутствующую за столом, накрытым белой скатертью… А глядя на картину «Хлеб» Кирилла Бородина, буквально чувствуешь запах свежего ржаного каравая, который с давних пор и по сей день — символ человеческого гостеприимства. 

От редакции: Светлана ДОЛГАНОВА — искусствовед.

erid: erid: