«Салют…» как песня о войне » новости Екатеринбурга и УрФО

«Салют…» как песня о войне

21-04-2015, 08:00
«Салют…» как песня о войне
Фото:

Спектаклю «Салют Победы!» исполнилось 10 лет. Екатерибургский цирк им. В. И. Филатова — первым и единственным в своём жанре — обратился тогда к теме Великой Отечественной войны не отдельными номерами, а цельным спектаклем. Он впервые вышел в манеж к 60-й годовщине Победы. Тогда, в 2005 году, цирковой спектакль «Салют Победы!» стал победителем на Всероссийском конкурсе цирков за лучшее произведение, посвящённое Победе. Удостоен и главной городской премии им. В. Н. Татищева и В. И. де Геннина.

Спектакль вернулся в манеж через 5 лет — в 2010 году, когда мы отмечали 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. И вот вернулся в третий раз. 18 апреля 2015 года, в преддверии 70-й годовщины великого события, Екатеринбургский цирк (ул. 8 Марта, 43) снова надел фронтовую шинель и форму бойца с передовой, и прошёл военный победный путь этим спектаклем. Незабываем его финал — подлинно эпический. На высоком постаменте вырастает солдат с маленькой девочкой на руках, которая держит букетик васильков и ромашек. Этому парню поставят памятник в Берлинском Трептов-парке. А сейчас он, молодой, живой, словно явился к нам прямиком из самого радостного майского дня 1945 года…

Цирковое представление «Салют Победы!» уже вошло в историю циркового искусства как первый и пока единственный спектакль в мировом и российском цирке, посвящённый военной теме и воплотивший её средствами именно этого жанра на высоком художественном уровне. Третья премьера спектакля, возобновлённого его автором и постановщиком — народным артистом России, директором и художественным руководителем Екатеринбургского цирка Анатолием МАРЧЕВСКИМ, — показала, что за прошедшие годы его концепция и воплощение не утратили победительного эмоционального накала. Спустя время спектакль словно повзрослел, многое пережил, «вспомнил» и наполнился особой глубиной как песня о войне. Из тех песен, рождённых «в лесу прифронтовом» или «тёмной ночью», или «в землянке». В день премьеры все цирковые — и билетёры, и униформа — надели пилотки, плащ-палатки и гимнастёрки Великой Отечественной. В фойе работала «полевая кухня», и сытный запах солдатской гречневой каши не давал пройти мимо. Всё это, включая выставку военных плакатов — «Отстоим Москву!», «Родина-мать зовёт!», «Спаси…», — работало на атмосферу и восприятие главного — спектакля.

Фрагмент «Взятие Рейхстага». Фото: Антон БУЦЕНКО.

Всё дальше и дальше от нас война, Победа. Всё меньше в первом ряду у манежа ветеранов Великой Отечественной — им предоставлены самые лучшие, почётные места. Не потому меньше, что кого-то не пригласили. Просто их стало меньше, их теперь совсем немного… Но спектакль, посвящённый их Победе, снова пробудил чувства, которые и должны волновать людей, маленьких, юных и взрослых. Даже те, кто помнят и первый спектакль, и второй, не говоря уж о зрителях-новичках, испытали за эти два часа двадцать минут ни с чем не сравнимое волнение. Следя за действием, слушая голоса БЕРНЕСА и ШУЛЬЖЕНКО, мы не отрывали глаз от собственной «песни-баллады» цирковых артистов в манеже — лирической и героической.

Исполнители сцены первого боя 1941-го показывают потрясающее искусство эквилибра на прикладах ППШ (солирует Дмитрий ВАСИЛЬЕВ). Здесь реальный риск и реальная отвага. Бессмертная песня «Журавли» — посвящение всем солдатам, среди которых были артисты цирка, не вернувшимся с войны. Этот первый бой — один из самых мощных по воздействию эпизодов спектакля. Цирковой манеж предстаёт то в «камуфляже», то в сукне солдатской шинели. В затемнённом пространстве отблески залпов. А музыка так не похожа на жизнерадостный выходной марш парада-алле, трагическая и лирическая, звучит контрапунктом циркового спектакля «Салют Победы!»


Сцена первого боя. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Музыку боя сменяет старый довоенный «Лунный вальс» из кинофильма «Цирк». Девчонка-медсестра (Яна СЕРДЮКОВА) в огромной телогрейке, в сапожищах-кирзачах забылась сном на привале, и снится ей, как она, воздушная гимнастка, взлетает к звёздному небу, как мечта становится явью. Она бесстрашно летит под куполом — трогательная в девичьем платьице, в белых носочках, такая беззащитная в своей юной красе и такая сильная… Мечта сбудется, когда придёт Победа. Как сбудется любовь этих двоих (Сергей ШИТОВ и Ольга МОСТЮГОВА). Однополчане, бравый парень и гордая дивчина, отплясывают на проволоке лихую «Смуглянку» так, что замирает сердце.

В спектакль въезжает на полуторке фронтовая бригада артистов — на «солнечную поляночку» привала. Собаки, медведи дрессировщиков Игоря ГУСЕВА и Аркадия БЕЗМАТЕРНЫХ, силовой жонглёр Бахром БОЗОРОВ напомнили «бойцам на привале» и о силе русского медведя, и о силище русского богатыря, и карикатуры на врага, созданные КУКРЫНИКСАМИ. А с каким детским восторгом встречали и провожали и «бойцы», и зрители выступления клоунов — музыкальных эксцентриков Сергея и Сергея ПРОСВИРНИНЫХ, к которым в чечётке вдруг присоединился «сын полка» (ПРОСВИРНИН-внук)…


«Клоуны из фронтовой бригады» — дуэт ПРОСВИРНИНЫХ. Фото: Антон БУЦЕНКО.

В кульминационной сцене «Взятие Рейхстага» знаменосец (Игорь ГРИНЬКО) идёт по канату, натянутом над манежем под таким невероятным углом, что кажется, взмыть на высоту просто невозможно. Образ неимоверно тяжёлой победы в войне, но Победы, зримо перед нами.

Первые военные эпизоды в спектакле завершаются символично: артист выходит из «боя», зажимая в руке красный клочок — кусочек израненного в атаке боевого знамени. В конце спектакля над манежем разворачивается огромное Знамя Победы. Всадник в парадной форме, в орденах принимает Парад Победы, и его белый конь проскачет по брошенным нацистским штандартам. Образ военачальника в третий раз за историю спектакля воплощает народный артист РФ Тамерлан НУГЗАРОВ. А «казаки», что едут по Берлину, — артисты из его конного аттракциона. Семь вороных и два белых коня ураганом проносятся по манежу. И молодой офицер среди восхищённых «регулировщиц» покажет им и нам высшую школу верховой езды на белоснежном скакуне. Этого парня мы и увидим на вершине постамента Победы (Тамерлан НУГЗАРОВ-младший) с девочкой на руках и опущенным к земле мечом — знак мира, знак того, ради чего вершилась Победа.

Видео: Антон БУЦЕНКО.

erid: erid: