В гости к нам «северная Маргарита» » новости Екатеринбурга и УрФО

В гости к нам «северная Маргарита»

3-07-2015, 08:00
В гости к нам «северная Маргарита»
Фото:

Отполированная кость мамонта светится как настоящее тёплое солнце. В этом можно убедиться на выставке резной кости «Время пришло» в Екатеринбургском музее истории камнерезного и ювелирного искусства (пр. Ленина, 37). Впервые экспозиция получилась по-настоящему масштабной и включила в себя более 90 работ, изготовленных тремя сибирскими художниками. Примечательно, что с их творчеством, к сожалению, более знакомы за рубежом, чем в родном Отечестве. Иностранные туристы не считают за труд приехать на крайний север, чтобы увидеть, как рождаются шедевры косторезного искусства.

Однако яркие впечатления получают не только интересующиеся искусством туристы. Пластические и образные находки Минсалима ТИМЕРГАЗЕЕВА, Сергея ЛУГИНИНА и Ирины ВИШНЯКОВОЙ активно используются уже следующими поколениями местных художников. Сейчас у уральцев также есть возможность прикоснуться к истокам данного вида ремёсел, который непривычен для нашего региона, где в основном работают с камнем, деревом и металлом.

Основной темой представленных на выставке произведений является глубоко переосмысленная северная тема. Все художники не понаслышке знакомы с мифологией живущих здесь народов, носителей традиционной культуры, занимались серьёзным изучением этнографической литературы.

— Работы триумвирата художников не только эстетически обогащают посетителей выставки, но и расширяют кругозор, помогают лучше понять мировоззрение северных народов нашей страны, — говорит научный сотрудник Музея камнерезного и ювелирного искусства Мария ПУПКОВА. — Основными образами являются животные и люди. Причём человек не довлеет над животным миром, а является его органичной частью.

Украшение из кости, сделанное Ириной ВИШНЯКОВОЙ. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

В бивне и кости мамонта, корне капа, лосиных рогах, которые являются любимыми материалами для северных художников, виртуозно запечатлены величественные северные предания. Так, в центре мифологии находится образ медведя. По преданиям, от его брака с женщиной и пошёл человеческий род. На выставке мишка не только величествен и суров. Он умеет  быть шаманом, подметать улицы, читать книги и проказничать. Словом, быть человеком.

А к мамонтам — отношение особое. Коренные народы севера называли их «оленями земли». По преданию, некий древний народ, спасаясь от бедствий, однажды спустился под землю и увёл за собой своих оленей. В лунные ночи животные иногда поднимаются на поверхность, но до рассвета они должны вернуться обратно. Те, кто не успевает это сделать, — погибают. Именно их туши и кости обнаруживают северяне.

Мария ПУПКОВА подтверждает: «Для уральцев «Пришло время» уникальных выставок». Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

Однако образная система представленных на выставке работ не замыкается лишь национальной мифологией. Так, заглавной для выставки стала работа «Время пришло» Сергея Лугинина. Его друг Минсалим Тимергазеев, шутя, назвал произведение «северной Маргаритой». Действительно, в нём есть все приметы культового булгаковского образа — человек летит на метле, а рядом буквально парит кот. Интересно, что в композиции присутствуют элементы, не характерные для косторезного промысла — золотые часы. Но именно они придают работе глубинный смысл и символику.

Как отмечают организаторы, повышенное внимание посетители выставки уделяют творениям Ирины Вишняковой, которую можно назвать ювелиром. Любимый материал — цветная мамонтовая корочка, к которой тщательно подобран растительный или мифологический мотив. Подвески, кулоны, броши, колье, гарнитуры, напёрстки — миниатюрные работы большого Мастера.

Примечательно, что художников объединяет не только факт участия в одной выставке, но и многолетняя дружба. А также единая цель — сохранить народное творчество и показать его как можно большему числу людей.

erid: erid: