Праздник ручной работы » новости Екатеринбурга и УрФО

Праздник ручной работы

6-12-2011, 08:00
Праздник ручной работы
Фото:

«…листы золотой бумаги, гладкой и с тиснением, листы серебряной, синей, зелёной и оранжевой бумаги, бристольский картон, коробочки со свечками, с ёлочными подсвечниками, с золотыми рыбками и петушками… С каждой новой коробкой дети стонали от восторга.

— Там ещё есть хорошие вещи, — сказала матушка,… — но их мы пока не будем разворачивать. А сейчас давайте клеить…»

Это было в начале ХХ века и рассказано в повести «Детство Никиты» Алексея ТОЛСТОГО. А этот стол с цветной бумагой и всем необходимым для новогоднего рукоделия — из второго десятилетия ХХI века. Первые мастера и мастерицы стали клеить здесь китайские фонарики, цепи и разрисовывать маски ещё 24 ноября, когда Музей истории Екатеринбурга открыл выставку «Праздник hand made. 100 идей для маскарадного ретрокостюма». Старинная традиция делать новогодний праздник своими руками никуда не исчезла за целый век. Её блеск, может быть, немножко потускнел со временем, её прелесть потерялась в роскоши покупных игрушек, масок, карнавальных костюмов. Но… В такие волшебные ёлочные дни всем хочется чего-то особенного, как ни у кого. Музейная выставка-практикум поможет в создании эксклюзивной сказки.

Ожидание праздника само по себе становилось праздником, когда голова к голове за большим столом взрослые и дети вырезали снежинки из легчайшей папиросной бумаги, клеили гирлянды и хлопушки, придумывали маскарадные костюмы. И эти зимние вечера были, наверное, даже лучше кратких часов под сияющей ёлкой. Потому что все вместе и каждый лично ощущал свою причастность к сотворению новогодних чудес.

На ретровыставке проходят мастер-классы не только с ретротехнологиями, но и по затеям, совершенно сегодняшним. Например, в день открытия первых посетителей, детей и родителей, учили раскрашивать лица аквагримом — весело, не страшно и легко смываемо. Но при всех современных материалах (бристольского картона не наблюдается и клей — не сваренный из крахмала, а в готовых тубах-карандашиках), эта выставка в Музее истории Екатеринбурга — действительно музейная. Здесь представлены подлинные фотографии участников ёлочных утренников в детских садах нашего города в 1960—1980-е годы. А в витринах и на стенах экспонаты куда более «древние»: послевоенные, 50-х годов.

Маски Буратино, Чиполлино, медведя из папье-маше — наверняка фабричные. В середине ХХ века советское производство поставило на поток сотворение чудес и превращение пионеров и октябрят в сказочных героев. Этими масками пользовались реальные живые дети, о чём наглядно свидетельствует облупленный буратинский нос и потрёпанность плюшевых звериных голов в другой витрине. Может быть, такой Лисой на маскараде была в свою детсадовскую пору бабушка малыша, который впервые увидел в музее, у какой ёлки, в какой компании танцевала маленькая тогда «бабуля». А вот компания помоложе Буратино и Лисы — былинный богатырь, сестрица Алёнушка, добрый молодец.

Первенство среди мальчиков держали наряды двух персонажей, не уступавшие популярностью нетленным во все времена снежинкам, — пёстрый костюм Клоуна (половина из одной ткани, половина из другой) и чёрно-белый балахон и колпак Пьеро. Трудно сказать, почему в советские времена декадент Пьеро, чью «маску» использовал эмигрант Александр ВЕРТИНСКИЙ, не был «репрессирован». Возможно, потому, что этот маленький печальный поэт — один из персонажей сказки «Золотой ключик». Она написана всё тем же советским графом, обласканным властью, Алексеем Толстым, что и повесть «Детство Никиты», с фрагмента из которой начался рассказ «ВЕ» о традиции рукотворного новогоднего чуда.

Выставка оснащена всеми элементами мастерской, маскарадной студии, ателье. Её посетители не только знакомятся с исторической экспозицией, которая сегодня представляется ребятам экзотикой, но осваивают приёмы создания этой «экзотики». Маски и маскарадные костюмы, собственноручно сделанные по выкройкам и лекалам, которые всем желающим дают в музее, гарантируют участникам балов эксклюзивность облика. В минувшую субботу, к примеру, «эльфы» музейного новогоднего ателье учили делать разнообразные маски.

Все эти рукотворные праздничные чудеса — не из серии «выкрасить да выбросить». То есть когда праздник завершится, можно, конечно, и так безжалостно поступить с результатами собственного труда. Дело хозяйское. Но сейчас, в разгар праздника новогоднего рукоделия, стоит потрудиться. 23 декабря в Музее истории Екатеринбурга будет устроен итоговый бал-маскарад. Приходить в покупных «чудесах», конечно, тоже можно, но призы получат только те, кто к своему наряду «приложил ручки». Дед Мороз остаётся традиционалистом в своих симпатиях со стародавних времён: очень любит умелых фантазёров.

Кстати

Чтобы принять участие в конкурсе итогового бала-маскарада в Музее истории Екатеринбурга, номинантам надо прислать в музей фотографии своих костюмов по мотивам выставки «Праздник hand made». Фото ждут до 20 декабря включительно по электронному адресу: mie1723@gmail.com

erid: erid: