Смотри в оба!.. » новости Екатеринбурга и УрФО

Смотри в оба!..

5-08-2015, 08:00
Смотри в оба!..
Фото:

В конце позапрошлого века какая-нибудь юная екатеринбурженка вот так же с изумлением, как её ровесница в августе 2015 года, вглядывалась в открывшуюся «углублённую» фотореальность видов города. Сейчас их взгляды виртуально совпали, соединились, что само по себе чудесно (от слова «чудо»). Выставка «В. Метенков. Стереофотография» Фотографического музея «Дом Метенкова» (ул. К. Либкнехта, 36), открывшаяся 30 июля, позволит нам в течение месяца получать те же визуальные впечатления, какими развлекались и наслаждались наши земляки 100 с лишним лет назад в путешествиях по городу, не выходя из комнаты.

Семиклассница Соня ХМЕЛЬНИЦКАЯ приехала в Екатеринбург из Перми в гости к тёте. Девочка сама увлекается фотографией, и ей было очень интересно увидеть эксперименты нашего знаменитого мастера светописи Вениамина Леонтьевича МЕТЕНКОВА в формате 2D, как сказали бы теперь. Для погружения в его стереофотографии никаких высокотехнологичных приспособлений не требуется. Стереоскопы, которыми оснастил выставку музей, внешне напоминают очки персонажей анимационного фильма «Миньоны». Надо просто приблизить к «прибору видения» оба глаза, как к окулярам бинокля, и…

За стенами Фотографического музея, в повседневности, мы, конечно, тоже смотрим на Екатеринбург обоими глазами, не закрывая ни правый, ни левый. Но видим нечто совсем иное, чем на стереоснимках Вениамина Метенкова. Через столетие Мастер снова оказался волшебником, представив по-детски удивлённому взгляду зрителя ХХI века объёмные «картинки» отхода поезда, катания с горки на городском пруду, гуляющих по аллее Харитоновского парка рядом с ротондой, торговок квасом на Сенной площади… Впечатление такое, будто стоишь где-то рядом с этими людьми, рассматриваешь памятник Екатерине Первой на плотинке — просто в кадр не попал. Павел Петрович БАЖОВ тоже «не попал», но детально воспроизвёл в своих воспоминаниях то, что сфотографировал Метенков на станции, словно находился с ним здесь одновременно и даже «поглазел на бородатого железнодорожного жандарма».


Оригиналы стереоснимков в авторской печати: Харитоновский парк, Генеральская дача. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.

Заведующий отделом выставок «Дома Метенкова» Артём БЕРКОВИЧ, автор текстов, сопровождающих экспозицию, рассказал нам, как фотограф достигал такого эффекта. Вениамин Леонтьевич дублировал отснятый кадр или снимал один и тот же вид фотоаппаратом с двумя объективами, а потом эта «дуэтная» фотография (два снимка) помещалась на специальную рамку в стереоскоп. В музейной витрине он показал нам такой прибор начала ХХ века — ручной стереоскоп, которым пользовались екатеринбуржцы, разглядывая стереоснимки Метенкова: напоминает арбалет с двойным стальным «прицелом»-очками.

Стереоскопы же в залах Фотографического музея для приобщения к стереоэффекту старинных снимков выглядят забавно и вполне современно. Чтобы найти индивидуальную правильную фокусировку, надо свой нос поместить в специальную выемку, приблизить глаза к «окулярам», и тогда «переносица» исчезает, а перед взором возникает иная реальность из нескольких разноудалённых от глаз плоскостей, создающих иллюзию глубины и объёма. Очарование этой другой реальности и в том, что увиденное приближается, «затягивает» в себя, и в том, что мы словно наяву оказываемся в другом времени, далёком, утраченном, но сохранённом благодаря фотоаттракциону.

Артём Беркович объяснил, что да, метенковские стереоснимки не претендуют и никогда не претендовали на принадлежность искусству. Это и не входило в задачу (фотоискусство Вениамин Леонтьевич утверждал и развивал другими работами). Всего лишь аттракцион, оптическая иллюзия, позволяющая зрителю и 100 лет назад, и сегодня получить новый визуальный опыт. Причём личный, персональный — «наедине» со снимками. Собрание стереофотографий Метенкова предоставил музею на выставку известный екатеринбургский коллекционер и не менее известный доктор, анестезиолог, лишь недавно ушедший на пенсию, Александр Идальевич АЛЕКСАНДРОВСКИЙ. Эту коллекцию он собирал 40 лет. Снимки отпечатаны самим Метенковым в начале ХХ века в доме, где теперь музей. Авторские оригиналы мы видим «дуэтами» на стенах в рамочках, а через стереоскопы погружаемся в их точные музейные копии. Экспозиция дополнена екатеринбургскими снимками Метенкова в обычном формате — не аттракционном.

Сфотографировать современной техникой эффект, который показывает стереоскоп, невозможно. Только то, что видит или левый глаз, или правый. А смотреть-то нужно обоими.

erid: erid: