Кино и немцы » новости Екатеринбурга и УрФО

Кино и немцы

6-10-2015, 08:00
Кино и немцы
Фото:

12+ Что такое свобода? Отсутствие напряжения или глубокий личный выбор, сформированный долголетними экзистенциальными поисками? Глоток газированной воды жарким летом или желание развивать и совершенствовать дело, которому посвятил жизнь? И что о свободе думают немцы? В среду, 30 сентября, в киноклубе «Дом печати» (ул. Ленина, 49) открылся кинофестиваль, посвящённый 25-летию объединения Германии.

Новый Генеральный консул этой страны в Екатеринбурге доктор Штефан КАЙЛЬ пригласил на сцену доктора Кристиана ЗЕЕБОДЕ, немецкого дипломата, свидетеля и непосредственного участника событий в посольстве ФРГ в Праге в 1989 году.

— Нужно сказать, что в 1989 году ГДР была почти экономическим банкротом. Проценты и платежи по западным кредитам, которые выплачивались ежегодно в размере 5-6 млрд. немецких марок правительством республики, практически полностью поглощали всю экспортную выручку этого государства, — напомнил Кристиан Зеебоде. — Ещё до осени 1989 года отдельные граждане ГДР уже искали убежище на территории посольства ФРГ в Праге. Ситуация накалялась, и в летний сезон, сезон отпусков, число беженцев возросло. Мы должны были заботиться о людях на территории посольства. Когда они приходили к нам, мы помогали им. Старые, больные, несовершеннолетние. Треть всех беженцев — дети. Мы с нашими жёнами работали круглосуточно. Моя супруга, к примеру, занималась тем, что показывала молодым мамочкам, как разводить смеси западного производства, как использовать подгузники, которые мы им предоставляли. Это была сложная и кропотливая работа. Для такой толпы людей должна была быть выстроена логистика. Ежедневно приходили грузовики с товарами первой необходимости. Для многих из ГДР это была первая встреча с баночкой кока-колы…

В заключение выступления гостям был показан документальный фильм «Поезд на свободу», повествующий о событиях тех дней.

Справедливости ради следует отметить, что среди беженцев были и те, кто впоследствии вернулся обратно, ведь в ГДР у многих остались родные и близкие. Кроме того, тоска по родному краю свойственна любому человеку. Впрочем, вернувшихся назад было меньше.

Поезда — это не самолёты. В самолёте всё быстро: и глаз сомкнуть не успеваешь, как ты на месте. А поезда — это тревога, поезда — это разлука, горечь утрат и дождливые перроны. Однако у героев фильма «Поезд на свободу» на этот счёт иное мнение. Они бегут к своей мечте, к лучшей жизни. Оно и понятно — как показывает фильм, жизнь в Праге 1989 года казалась невыносимой.

— Я стоял среди этих людей, на балконе, в свете софитов, немного позади, за спинами министров. Мы организовали 10 поездов по направлению в ФРГ. Вспоминается страх и подавленность людей, которые знали, что их поезд будет следовать по территории ГДР. Потом было ликование. Полный поезд людей выражал свою радость, когда граница ГДР была пересечена. Мы передали беженцев в руки представителей «Красного Креста», а я вернулся назад в Прагу, — комментирует Зеебоде.

Безусловно, у каждого имеется своё понимание свободы. Бросить жизнь на кон, отдаться ветру, сесть на проходящий мимо поезд и — будь, что будет? Или остаться на своей земле, латать пробоины в корабле своего государства и укреплять цитадель духа? И тот, и другой выбор требуют от человека недюжинной силы, смелости и упорства. Один и тот же поезд способен ехать в разных направлениях, и можно представить, что испытывает человек, сталкиваясь с подобным. На душе у него тяжелее, чем рельсам под поездом.

erid: erid: