Свиридовская Песня » новости Екатеринбурга и УрФО

Свиридовская Песня

19-11-2015, 08:00
Свиридовская Песня
Фото:

Композитора Георгия СВИРИДОВА (1915—1998 гг.) и нашего земляка, художника Геннадия МОСИНА связывала дружба. И годы спустя их творчество не раз было соединено в «именных проектах» екатеринбургской детской школы искусств № 14 имени Г. В. Свиридова и детской художественной школы № 2 имени Г. С. Мосина. А в декабре 2014-го два наброска к портрету композитора, сделанные художником с натуры, были представлены в экспозиции «Памяти Мосина» в Художественном музее Эрнста Неизвестного. И вот снова два великих маэстро вместе.

В Музее истории Екатеринбурга (ул. К.Либкнехта, 26) на фоне выставки карандашных рисунков и типографских оттисков Геннадия Мосина звучала музыка Георгия Свиридова. Традиционный музейный проект-подарок «Огни Екатеринбурга: вечер музеев» подарил в исторический день основания Екатеринбурга в МИЕ ещё и две премьеры. Впервые среди мосинских работ в таком количестве представлены карандашные эскизы к портрету Свиридова — шесть. На одном из них композитор за роялем, а рядом певец Александр ВЕДЕРНИКОВ, исполнивший множество его «песен» — так Свиридов определял свой главный жанр. Музыкальной премьерой 18 ноября стало исполнение свиридовской вокальной поэмы на стихи Сергея ЕСЕНИНА «Отчалившая Русь» в рок-редакции Александра ПАНТЫКИНА. Песня!.. 

Титану отечественной музыки ХХ века Георгию Свиридову (1915—1998 гг.) в преддверии его 100-летия был посвящён этот музыкально-художественный вечер в Музее истории Екатеринбурга. Вокальную, или как, наверное, сказал бы сам автор, — песенную, поэму из есенинских стихов «Отчалившая Русь» исполнил оркестр Свердловского Союза композиторов во главе с Александром Пантыкиным и певец Алексей ПЕТРОВ. Произведения Георгия Свиридова звучали в исполнении хора Уральской консерватории и юных музыкантов, в том числе и из ДШИ № 14, носящей имя композитора.


Александр БЕЛОНЕНКО представил книгу композитора на встрече в Доме журналистов. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

По приглашению Союза композиторов в Екатеринбург приехал племянник, наследник Георгия Васильевича Свиридова Александр БЕЛОНЕНКО — музыковед, директор Свиридовского института (центра исследования творчества композитора) в Санкт-Петербурге. На встрече в Доме журналистов (ул. К. Цеткин,1) Александр Сергеевич Белоненко поделился личными воспоминаниями о Георгии Васильевиче, представил книгу его записей, изданную в 2002 году и теперь готовящуюся к переизданию. Оказывается, композитор вёл эти записи с 1950-х до последних дней. И именно в этих записях не раз подчеркнул: «Моя форма — песня. Отдельная, заключённая в себе идея». Более того, Георгий Свиридов считал песню музыкой будущего. Конечно, это не о том, что сейчас называют «русский шансон», соединяя французский с нижегородским, и не о попсовых шлягерах. Речь о высоком мелодизме — и в масштабном произведении, и в камерном романсе, и в песне. А поэтами его творческой жизни стали — ПУШКИН, БЛОК, ЕСЕНИН…

С цикла романсов (песен) на пушкинские стихи начались творческий путь и признание двадцатилетнего композитора, ставшего учеником Дмитрия ШОСТАКОВИЧА. И сегодня, наверное, нет в России человека, который бы услышал и не полюбил свиридовские музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель», не напевал бы про себя этот вальс… «Песни» из «Метели» снова звучали на музейном вечере.

erid: erid: