Письма друг другу в 13 главах » новости Екатеринбурга и УрФО

Письма друг другу в 13 главах

21-01-2016, 08:00
Письма друг другу в 13 главах
Фото:

Мы все живём во времена, когда музыка стала проектом. Все раскрученные, известные группы и направления — результат заранее обдуманной концепции, за ними стоят профессиональное продюсирование и реклама. Однако совсем недавно начался, на мой взгляд, возврат от моделированных коммерческих проектов к так сказать «рождённым естественным путём». Музыканты называют их «натуральными», когда творчество складывается из простого желания сделать что-то вместе, донести до аудитории свои мысли, нащупать новые пути и формы. Не ради денег, но ради идеи, самовыражения. Большинство уральских рок-групп в конце минувшего — начале этого веков творило именно так.

За обобщение процесса развития этого культурного пласта — музыки Екатеринбурга 1990—2000-х годов — взялись Антон КАСИМОВ и Дмитрий МЕЛКИХ в книге «Малахитовые гитары. Музыкальное краеведение», которая готовится к выходу в свет. Ответа на вопрос, о чём именно она будет, ждали все собравшиеся 15 января в уютной арт-гостиной библиотеки им. В. Г. Белинского (ул. Белинского, 15). Встреча прошла в рамках выставки «За каждой строчкой — мы. Печать Свердловского рок-клуба» и была посвящена его 30-летию. На встречу с авторами работы, претендующей на статус музыкальной энциклопедии, собрались несколько десятков человек. Причём среди них оказались как герои будущей книги, то есть музыканты екатеринбургских групп, так и студенты, и люди, находящиеся на заслуженном отдыхе. А ведь авторы считали, что издание окажется интересным лишь для специалистов…

За труд Антона и Дмитрия заставил взяться пример зарубежных публицистов, которые пишут не только о ранее существовавших музыкальных группах, но и о продолжающих свой творческий путь. То есть не о конечном результате, а о процессе.

— Непосредственная работа над рукописью велась в течение всего минувшего года, хотя идея рассказать о музыкальных группах Екатеринбурга пришла давно, — рассказывает Антон Касимов. — Мы не смогли прийти к единой оценке явлений и событий, поэтому книга состоит из писем авторов друг другу. Каждой группе посвящена отдельная глава, всего их оказалось 13. В целом в книге повествуется о том, что случилось с уральской музыкой за последние 25 лет. В героях — «Сансара», «Обе две», «Городок Чекистов», «Смысловые Галлюцинации», «4 Позиции Бруно»...

Вот как, например, Антон рассказывает о Юле ЧИЧЕРИНОЙ:

«Ещё до моего поступления в университет мы большой компанией, где была и Чичерина, оказались в Питере. Слонялись там, тусовались с разными музыкантами на Пушкинской, 10. Как я потом узнал, в 1990-х это было культовое место среди питерской богемы. Это был расселённый дом, который художники и музыканты заняли самовольно… Потом все вместе решили ехать в Москву на электричках, потому что с деньгами было туго. На каких-то перегонах за электрички можно было не платить. Получилось так, что на последнюю ночную электричку мы вдвоем с Юлей опоздали, что-то замешкались в привокзальном кафе. Паузы между поездами были долгие. Мы остались с ней на полустанке. Сидим, кутаемся в куртки — место вокруг гиблое. К нам начинают проявлять внимание тёмные личности — пьяные отставшие пассажиры, бомжи, тётки неопределённого возраста с оплывшими лицами, бедолаги. Я начинаю быстро соображать, что же делать, ведь нужно Юлю защищать, она красивая девушка. Глазами ищу подручные орудия. Люди уже кидают в нашу сторону вопросительные реплики. Нутром чую агрессию, исходящую от них. Нужно отвечать, и вдруг я слышу, как Юля начинает петь, сначала тихо, а потом всё громче и громче, она поёт «Summertime» — арию Джорджа ГЕРШВИНА из оперы «Порги и Бесс». Поёт так пронзительно, что люди, окружавшие нас, совершенно меняются. Они становятся весёлыми и добрыми, они предлагают нам еду, и кто-то суёт мне в руки горячий чай. Они просят её спеть ещё и дают ей деньги и сигареты. И я понял, что это не я охраняю Юлю, а она меня…»

Авторы «Малахитовых гитар» считают, что делают очередной шаг в формировании новой мифологии уральской музыки.

— Мы совместно решали, рассказы о каких группах должны войти в книгу, — поясняет Дмитрий Мелких. — В первую очередь это наши личные истории, авторское восприятие современной музыкальной действительности. Одним из весомых достоинств книги «Малахитовые гитары», по моему мнению, должна стать степень откровенности, отсутствие привычной пасторальности.

Остаётся добавить, что авторы книги придерживались принципа — «пусть расцветают все цветы». Ведь, по сути, нет малозначимых и неинтересных групп, есть единая музыкальная среда, которая с течением времени формирует коллективы, становящиеся легендами.

erid: erid: