Люди как стихия » новости Екатеринбурга и УрФО

Люди как стихия

26-01-2016, 08:00
Люди как стихия
Фото:

Путь «Человека» на уральской земле начался не с крика, как это обычно бывает в жизни, но с удивления, перетекающего в весёлый смех. Именно так на начало картины реагировали зрители, собравшиеся на премьерный в Екатеринбурге показ документального фильма французского режиссёра и фотографа Яна АРТЮСА-БЕРТРАНА. Показ состоялся в кинозале Ельцин Центра (ул. Бориса Ельцина, 3а) в рамках проекта «Документальные уикенды», призванного предоставить зрителям возможность задуматься о цене человеческой жизни и пережить яркие эмоции.

Действительно, первые кадры фильма завораживают: по бескрайней пустыне с белоснежными зыбучими песками медленно-медленно движется караван, следы которого готова тут же поглотить стихия. С вершины одного из барханов сухие струйки падают вниз, складываясь в слово «Human» («Человек»). И тут же пышнотелая африканская женщина рассказывает о том, что такое счастье. Оказывается, оно заключается в том, чтобы пить молоко. Чувствовать его вкус и набирать вес, не оставаясь худой. Разумеется, такие бесхитростные откровения вызвали зрительский смех. Который, впрочем, тут же перетёк в глубокую задумчивость, ведь на экране о счастье и доброте рассуждал молодой парень, оказавшийся… серийным убийцей. Он лишил жизни молодую мать и её ребёнка. Однако любовь и понимание показала ему мать и бабушка жертв, которая сумела простить.

В картине не задано ни одного вопроса, хотя она построена в форме специфического интервью. Крупным планом на экране появляются лица людей из 70 стран мира. Большинство съёмок проходили в местах, о которых знает не каждый и в которых прежде не бывала ни одна камера. Всего режиссёрская группа собрала и обработала около 2 000 историй, сотни из которых вошли в окончательный вариант картины. Один за одним люди размышляют о счастье, о любви, ненависти, детях, болезнях, нищете, голоде… Их слова перетекают в удивительный визуальный ряд  — зритель видит разные уголки планеты то в моменты наивысшей красоты, то в периоды беспросветного кошмара. Особенностью фильма стал каскад высотных съёмок.

Нет пафоса или излишнего трагизма, есть просто слова, которые произносят люди, наблюдая окружающее. Например так, как это сделал один сирийский старик: «Раньше мы не умирали так, как сейчас… Мы жили в мире и умирали от болезней. На целую деревню часто было одно плохонькое ружьё, а сейчас один автомат может выкосить половину селения…» При смене кадров в диалог с ним вступает солдат: «При проведении антитеррористической операции мне навстречу бросилась женщина с маленькой девочкой, которую она держала за руку… Мне пришлось выстрелить над головой ребёнка. Они остановились, и я увидел, как изменилось лицо малышки. Когда взрослый стреляет в ребёнка, в них обоих что-то умирает…» Тут же словно эхом звучит следующая история, которую рассказывает пожилая еврейская женщина, живущая в благополучной Европе. Когда она была младенцем, из концлагеря её вынес солдат в форме СС. Отвёз к своим родителям, которые вырастили девочку у себя…

Рассказы переносят зрителей не только из страны в страну, но и перемещают во времени, создавая удивительное ощущение как скоротечности настоящего момента, так и бесконечности существования. Режиссёр Ян Артюс-Бертран одновременно создаёт и общий портрет населения Земли, и позволяет увидеть, услышать каждого его отдельного представителя… Мы видим переполненные трибуны огромных стадионов, бесконечные военные парады, многотысячные китайские свадьбы… Удивительный дуализм общего и частностного.

В этом отношении интересна основная метафора фильма: люди и стихия. Человек не только противостоит неблагоприятным природным явлениям, огню войны, эпидемии социального неблагополучия… Человек сам является стихией, порой самой жестокой и беспощадной. И бороться с подобным положением дел кажется невозможным, бессмысленным. Ян Артюс-Бертран определил жанр своей картины как «поэтическая документальная притча» и так сказал о своём фильме: «Я один из 7 миллиардов человек. Последние 40 лет я фотографировал нашу планету и всё разнообразие людей на ней, и мне кажется, что человечество не добилось никакого прогресса. У нас часто не получается жить вместе. Почему? Я искал ответ не в статистике или анализе, а в самом человеке...»

По большому счёту, в фильме-явлении сталкиваются наиболее острые вопросы современной социологии и философии. С одной стороны, мысль о том, что деятельность человека разрушительна по своей природе, а с другой — уверенность в том, что люди нацелены на созидание. Герои картины бросают зрителям прямые вызовы, побуждающие к осмысливанию собственного существования:

«Какого чёрта я здесь, а не там, где ты, чтобы видеть больше?»

или

«Может быть, если бы у меня был сытый желудок, я могла бы думать?»

В целом монументальный фильм «Человек» длительностью почти три часа отвечает на главный вопрос: «Каково это — жить на планете Земля?»

Отметим, что мировая премьера фильма стартовала в январе 2016 года. Первыми в России фильм «Человек» увидели в Москве и Екатеринбурге. В уральской столице финальные титры картины были встречены аплодисментами.

erid: erid: