Провенанс коллекций и судеб » новости Екатеринбурга и УрФО

Провенанс коллекций и судеб

5-04-2016, 08:00
Провенанс коллекций и судеб
Фото:

«Дни Эрмитажа в Екатеринбурге» Музей изобразительных искусств, только что отметивший 80-летие, встретил Всероссийской научно-практической конференцией в центре культуры «Урал» (ул. Студенческая, 3). Она приурочена к юбилею ЕМИИ и 75-летию эвакуации в Свердловск из Ленинграда коллекций Государственного Эрмитажа.

Музейное сообщество России приветствовал глава Екатеринбурга — председатель Екатеринбургской городской Думы Евгений РОЙЗМАН, подчеркнув значение, историчность и актуальность темы конференции: «Музей и война: судьба людей, коллекций, зданий». Начальник управления культуры администрации Екатеринбурга Татьяна ЯРОШЕВСКАЯ выразила уверенность, что незабываемая история, к которой обращаются в исследованиях и докладах сотрудники музеев, сделает и саму конференцию незабываемой для участников. И пожелала всем собравшимся:

«Чтобы формирование музейных коллекций в ХХI веке шло на иных основаниях, чем это происходило в минувшем, чтобы вдохновляло созидание и музеи развивались в условиях мира…»

Директор ЕМИИ Никита КОРЫТИН объявил конференцию открытой, а замдиректора музея по науке Зоя ТАЮРОВА и учёный секретарь ЕМИИ Яна КОНОВАЛОВА провели экскурс во времени «Музей и война…»

В первый день научно-практической конференции 4 апреля в центре культуры «Урал» собралось более полусотни музейщиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Иркутска, Новгорода, Севастополя, Новочеркасска, Нижнего Тагила, Перми, Челябинска… Тема «Музей и война: судьба людей, коллекций, зданий» развивалась в докладах хронологично. От революционных лет к годам гражданской войны, к формированию национального , а потом государственного музейного фонда, к предвоенному периоду и Второй мировой войне. Слушатели переходили из времени в другое время, как из зала в зал в огромной экспозиции.

Провенанс — это происхождение и бытование того или иного экспоната в музейном собрании. А на конференции мы познакомились с «провенансом» целых коллекций и судеб их собирателей. Большинство экспонатов, поступивших в музейные собрания после революции, — это картины, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства из частных коллекций, реквизированные и национализированные новой властью. Их буквально приходилось спасать от варварских действий, от разрушения, от забвения. И спасителями выступали отважные, просвещённые люди. Так, в Екатеринбурге этим занимались те, кто, собственно и собрал первую в городе художественную коллекцию музея Уральского общества любителей естествознания, — Онисим КЛЕР, Модест КЛЕР, в значительной мере сохранению коллекции способствовали художники Леонард ТУРЖАНСКИЙ и Иван СЛЮСАРЕВ. И когда в 1925 году Екатеринбург посетил художник, создатель новой отечественной школы реставрации Игорь ГРАБАРЬ, он отметил, что художественная коллекция в городе — исключительная, первостепенная, наравне со столичными. Об этих событиях рассказала в докладе «К вопросу о сохранении художественных ценностей в Екатеринбурге в 1918—1920 годах» кандидат искусствоведения Ольга ПИЧУГИНА (УраГАХА).

Заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства екатеринбургского Музея изобразительных искусств Ольга ГОРНУНГ познакомила с провенансом произведений живописи из национализированных частных коллекций в собрании ЕМИИ. Это, к примеру, поступившая в год создания музея (1936 год) картина нидерландской школы конца XVI века «Христос и Закхей», владельцем которой был князь Никита ДОНДУКОВ-КОРСАКОВ, затем его потомки. Картина не раз побывала в огне, не раз реставрирована и спасена. Из частной коллекции в Эрмитаж в послереволюционный период попала картина «Мелеагр и Аталанта», украшавшая когда-то золотую гостиную Шереметевского дворца. А после войны передана Эрмитажем в дар свердловской Картинной галерее. Тогда ещё не было известно, кто же автор: ученик мастера или сам знаменитый Якоб ЙОРДАНС? Теперь картина атрибутирована, представлена в музее, а 6 апреля его посетители увидят и другие картины, о которых говорилось в докладе, — из тех 200 послевоенных даров Эрмитажа, которые впервые предстанут на выставке «В память о прошлом на будущее».


Ульяна ВОЛКОВА и Юлия КРАСНОБАЕВА представляют на конференции ГМИИ им. А. С. Пушкина. Фото: Екатерина ПЕРМЯКОВА.

Самые знаменитые российские фамилии звучали в ходе конференции — княжеские, графские. Фамилии бывших владельцев изъятых и национализированных экспонатов, которые нынче в разных музеях. Драматична судьба и тех, и других — как драматична сама тема: «Музей и война». Кандидат исторических наук Юлия КРАСНОБАЕВА (Москва) рассказала о нумизматической коллекции графа Алексея БОБРИНСКОГО в Музее изобразительных искусств (ГМИИ) им. А. С. Пушкина. Граф был меценатом, поддерживал музей, драгоценные канделябры, подаренные им, до сих пор представлены в постоянной экспозиции. И, скорее всего, его коллекция монет и медалей при иных обстоятельствах тоже оказалась бы в музее как дар, а не как национализированная собственность. О Музее русской истории за границей (1897—1914 гг.) в Берлине, чья судьба связана с Великой войной, сделала доклад Ульяна ВОЛКОВА (Москва, ГМИИ). Научный сотрудник Музея истории донского казачества (Новочеркасск) Светлана ЧИБИСОВА рассказала о фамильной коллекции ГРАББЕ—ВСЕВОЛОЖСКИХ. И предложила коллегам из Государственного Эрмитажа обсудить возможность выставки этого собрания экспонатов в стенах ГЭ: ведь с 1899 по 1909 год Иван Александрович ВСЕВОЛОЖСКИЙ занимал пост директора Императорского Эрмитажа…

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ выступит на конференции утром 5 апреля с докладом о проекте «Большой Эрмитаж». Ровно в 10.00 «провенанс» соединится с будущим. Присутствующим представят будущее — центр «Эрмитаж-Урал», который станет частью «Большого Эрмитажа».

erid: erid: