Дары из «ковчега» » новости Екатеринбурга и УрФО

Дары из «ковчега»

8-04-2016, 08:00
Дары из «ковчега»
Фото:

«Русским ковчегом» назвал Эрмитаж и свой фильм о нём знаменитый кинорежиссёр Александр СОКУРОВ — как оплот культурной памяти, на которой держится мир во все времена. В годы войны спасительным «ковчегом» для «русского ковчега», его людей и экспонатов стал молодой музей Свердловска — Картинная галерея. Екатеринбургскому Музею изобразительных искусств только что исполнилось 80 лет, а в июле со дня эвакуации Эрмитажа в наш город исполнится 75 лет. Двум этим датам посвящены «Дни Эрмитажа в Екатеринбурге» и выставка в ЕМИИ (Воеводина, 5), торжественно открывшаяся 5 апреля — «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа».

В благодарность за спасение Эрмитаж передал в дар нашему музею, как донор, часть своей «крови» — экспонаты из коллекций. Сейчас впервые более 200 даров из «ковчега» оказались вместе в едином экспозиционном пространстве ЕМИИ. Здесь «всякой твари по паре» — да не смутит никого это выражение: в Библии всё благозвучно. Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ отметил, что екатеринбургская экспозиция — истинно эрмитажная, её разделы отражают все коллекции ГЭ.

«Посланцы» античной культуры в витринах — краснофигурные, чернофигурные, чернолаковые сосуды для вина, масла, косметических средств, с характерными узорами и с изображениями кефары, людей, живших тогда в Греции, Южной Италии, на Боспоре. Тридцать три произведения живописи и графики — дар от Эрмитажа в послевоенные годы, и все они на выставке. В день вернисажа завотделом отечественного и зарубежного искусства Ольга ГОРНУНГ провела первую экскурсию. Картина «Мелеагр и Аталанта», поступившая из ГЭ в 1949 году, ранее считалась произведением одного из фламандских художников круга Йорданса. Теперь подлинность полотна 1660 года установлена, и оно подписано: Жак (Якоб) ЙОРДАНС. Рядом с «голландцами», «немцами» — уникальная раннеитальянская картина. Младенец с золотым нимбом над головой надевает на указательный палец обнимающей его Богоматери кольцо. Это редкий сюжет — олицетворение мистического брака Церкви с Богом. Написанная темперой на дереве «Мадонна с младенцем» в конце XIV века относится к флорентийской школе, а недавно нашим музейщикам удалось установить имя флорентийца-автора — Марко ДИ НАРДО из знаменитой художественной династии ДИ ЧЬОНЕ…


Глава администрации Екатеринбурга Александр ЯКОБ и начальник управления культуры Татьяна ЯРОШЕВСКАЯ с Ольгой ГОРНУНГ. Фото: Антон БУЦЕНКО.

«О, сколько открытий чудных» ещё готовят эрмитажные дары, ведь на многих произведениях рядом с указанием времени создания или автора в скобках пока стоит знак вопроса. А для посетителей, которые начали приходить на выставку с 6 апреля, эти залы полны открытиями уже сейчас. Стоит взглянуть на лицо Христа, написанное венецианцем Марко БАЗАИТИ в 1510 году, — ошеломлённое и просветлённое в момент Воскрешения. Или на старуху, чьи щёки, лоб, подбородок в тонкой сети морщин, но взгляд остаётся живым и строгим, — её изобразил на медной доске маслом немецкий живописец XVIII века Балтазар ДЕННЕР. А «Девушка с цветком в волосах» веронца, позже петербуржца Пьетро РОТАРИ — это неотразимое обаяние оригинала.

«Дама в голубом» неизвестного немецкого художника над комодом французской работы — оба из XVIII века.

Монументальные и грациозные стулья в стиле Людовика XIII с «нетленной» резьбой по драгоценному дереву и с истёртой до основы бархатной обивкой. Словно на них сидели не аристократы, а само грубое беспощадное время. Кабинеты (шкафчики) с тайничками, флорентийской мозаикой, сказочным рыцарским сюжетом в эмали, буфет красного дерева, шкаф из дуба и опять стулья — ампир, рококо… Самые же хрупкие дары из «ковчега» — изделия Императорского стекольного завода, немецких, австрийских, французских и российских фарфоровых производств.

Тому, кто бывал в Эрмитаже, знакомо желание прийти сюда снова, и не в туристической толпе, а так, чтобы оказаться в предельной близости к экспонатам. Рассматривать их долго, не торопясь, сколько требуют глаза и душа. Теперь это возможно до 2 октября среди екатеринбургских эрмитажных коллекций.

erid: erid: