Яркое стёклышко мирового этнокалейдоскопа » новости Екатеринбурга и УрФО

Яркое стёклышко мирового этнокалейдоскопа

12-07-2016, 17:12
Яркое стёклышко мирового этнокалейдоскопа
Фото:

Звериные шкуры на стенах, меховые шубы с кармашком для топора на спине, мешки из кожи налима, косторезные фигурки… И всё это под мерное звучание санквылтапа. Таинственная и загадочная страна лесных людей появилась прямо в центре Екатеринбурга, в старинной усадьбе. Корреспонденты ВЕ не упустили возможности погрузиться в мир северного народа манси и побывали на выставке «Страна манси-ма» в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала (ул. Чапаева, 10).

Манси (или меньдзи, моансь, вогулы) — коренной народ Урала, сегодня оказавшийся под угрозой исчезновения. В Ивдельском районе Свердловской области их осталось чуть больше 100 человек, всего же в России — около 6 тысяч.

Этнос манси сложился в результате слияния племён уральской неолитической культуры, а также угорских и индоевропейских племён, двигавшихся через лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Сочетание культуры таёжных охотников и рыболовов с образом жизни степных народов-кочевников сохранилось у манси и ныне. Однако современная цивилизация нещадно поглощает мир лесных людей, оставляя лишь крупицы от самобытной культуры северного народа.

Погрузиться в мир манси и понять их мировоззрение нам помогла методист выставочных проектов Центра традиционной народной культуры Среднего Урала Дарья ТРОФИМОВА. Экспонаты выставки, кстати, собраны здесь сразу из нескольких городов: Екатеринбурга, Ивделя, Серова, Тобольска.

— Выставка, посвящённая мансийской культуре, проходит у нас не в первый раз. Манси занимают одно из центральных и значимых мест в истории Урала, — рассказала Дарья. — Центральная витрина, открывающая экспозицию, повествует нам о медвежьем празднике. Одного из богов, который очень хотел на землю, не отпускали с небес. Тогда он обратился в медведя и всё-таки спустился к людям. Но они не узнали его и убили. Так появилась древнейшая мансийская традиция почитания этого животного.

Мировоззрение манси также раскрывают косторезные работы современного тобольского мастера Минсалима ТИМЕРГАЗЕЕВА. Одна из скульптурных групп посвящена тому, как устроен мир в представлениях манси. На верхнем уровне — небе — живут боги и добрые духи. На среднем уровне находятся люди. Из кости как раз вырезан проходящий праздник медведя: люди в берёзовых масках, шаман, медведь на нартах, священный олень. Кто-то из празднующих играет на струнном музыкальном инструменте манси — санквылтапе. Ну, а третий уровень (подземный мир), как вы уже, наверное, догадались, занимают злые духи, плывущие в длинной чёрной лодке. Все три мира взаимопереплетены и взаимосвязаны. Злой дух может стать добрым, и наоборот.

Традиционной пищей манси служили рыба и мясо. Рыбу ели и сырой, и варёной, и мороженой, и вяленой, и копчёной, и сушёной. Из её внутренностей вытапливали жир, который употребляли в чистом виде или смешивали с лесными ягодами. Еда, кажущаяся нам оксюмороном — любимое лакомство манси. Мясо лосей и оленей, боровую и водоплавающую дичь вялили и коптили. Чернику, смородину, морошку, бруснику, черёмуху и клюкву заготавливали впрок.

Вкусовые предпочтения лесных людей объяснимы традиционными занятиями манси — охотой и рыболовством. Представители мансийского этноса отлично используют рыболовные снасти, различные ловушки для рыб, хотя плавать не умеют. Что касается охоты, то исторически сложилось так, что она была и мясная (олень, лось), и пушная (соболь, белка).

— Интересно, что знатными охотниками были не только мужчины, но и женщины, — отметила Дарья Трофимова. — Одна охотница из лука убила более 200 белок, причём с дальнего расстояния.

В быту женщины также занимались выделкой шкур, работали над изделиями из кожи. Представлен на выставке даже такой редкий экспонат, как мешок из кожи налима, в который можно было складывать различные бытовые предметы.

— Говоря о быте манси, нужно сказать о традиционной одежде. Женский наряд — платье, хлопчатобумажный или суконный халат, зимой — сахи: двойная меховая шуба, — пояснила Дарья. — Одежда была богато орнаментирована бисером, цветным сукном и меховой мозаикой. Орнамент традиционно геометрический. Голову украшали накосники. Мужчины надевали рубахи, штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и футляры с охотничьим снаряжением. Верхняя одежда — из сукна или оленьих шкур, с обязательным кармашком для топора на спине.

Дарья ТРОФИМОВА показывает скульптурную композицию «Медвежий праздник». Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Занимались манси и различными видами ткачества: из крапивы, льна, шерсти. Группу детей из городского лагеря Екатеринбурга, посетивших выставку, заинтересовали именно разные орнаменты и вышивка на одежде манси.

— Очень интересно было посмотреть, как одевались манси, разглядеть особенности их одежды. Я узнала, что такое накосники. Никогда не слышала до этого такое слово, — поделилась Настя ТЕМНИКОВА.

Организаторы выставки надеются с её помощью привлечь внимание общества к проблемам и чаяниям современных манси. С исчезновением северного народа цивилизация может потерять одно из самых ярких стёклышек мирового этнокалейдоскопа.

erid: erid: