Выход за рамки портрета » новости Екатеринбурга и УрФО

Выход за рамки портрета

14-07-2016, 13:48
Выход за рамки портрета
Фото:

Смотришь на него, и становится немного не по себе. Взгляд то ли грозный, то ли уставший, то ли сожалеющий, но однозначно пронизывающий и чарующий, будто бы это и не картина вовсе…

В среду, 13 июля, в Доме Поклевских-Козелл (ул. Малышева, 46) открылась выставка одной картины Миши БРУСИЛОВСКОГО «Император Николай Второй». Событие было приурочено к 98-летию расстрела царской семьи в Доме Ипатьева.

— Картина о человеке вообще, стоящем перед обстоятельствами, которые он победить не в силах, — прокомментировал присутствующий на церемонии открытия выставки художник Виталий ВОЛОВИЧ.

Самого Миши Брусиловского, к сожалению, не было. По словам организаторов культурного события, художнику нездоровится.

Известно, что замысел художник вынашивался около пяти десятков лет. Как рассказывал сам автор, идея написания картины возникла ещё в 1960 году под воздействием переданных ему рассказов Петра ЕРМАКОВА — одного из непосредственных участников расстрела Николая II и его семьи.

Длина родившегося в результате столь долгих размышлений полотна составляет 1,75 м, а высота — 1,4 м. На нём изображён сидящий император, который держит на руках своего сына Алексея. Основная часть произведения была закончена в 2014 году, однако впоследствии художник вносил много доработок. В декабре того же года Миша Брусиловский сказал, что картину он ещё не дописал, к тому же ей нужно… отдохнуть.

При взгляде на полотно мы видим, что автор изобразил Николая абсолютно неподвижным и покорным. Такое холодное спокойствие на его лице, которое, кстати, гораздо бледнее и тусклее, нежели его обмундирование и общий фон. Как отметил Виталий Волович, на полотне Брусиловскому удалось отобразить два времени: жизни и смерти. В переходе от мундира к лику императора теряются признаки живого и приобретаются ноты скорби.

— Эту картину художник назвал «Император Николай Второй», и это, конечно же, в первую очередь портрет, — определил произведение Волович. — Однако я думаю, что художнику удалось выйти за рамки обыкновенной портретной живописи. Он изобразил человека в существующих обстоятельствах, показав его надличную среду.


Художник Виталий ВОЛОВИЧ презентует работу Миши БРУСИЛОВСКОГО. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что все штрихи, сделанные художником, филигранны и находятся именно на своём месте. Помимо этого, искусствоведы отмечают многослойность изображения, а кто-то даже сравнивает этот портрет руки Миши Брусиловского с легендарной Джокондой, говоря о том, что с разных ракурсов Николай II и смотрит по-разному. Фон полотна каждый интерпретировал по-своему: для кого-то это яркое величие рода Романовых, для кого-то — отдалённый звон революции, а для кого-то — внутренние переживания самого императора. Так или иначе, картина вызывает абсолютно разные, даже, наверное, сумбурные чувства и эмоции, но каждый раз новые и неповторимые.

Выставка продлится до 14 августа.

erid: erid: