В числе гостей международного фестиваля «Усадьба Jazz», прошедшего в Екатеринбурге в начале июля, была и московская группа Horsepower, хорошо знакомая ценителям джазовой музыки. Её фронтмен, известный столичный саксофонист Николай МОИСЕЕНКО входит в число наиболее востребованных российских джазменов. В его арсенале несколько музыкальных проектов, однако Horsepower — любимое детище. Наверное, потому, что группа родилась сама собой, во время одного из живых выступлений, и представляет собой в первую очередь сообщество друзей и творческих единомышленников. Очевидно, именно поэтому атмосфера в группе более чем живая и позитивная — во время краткого интервью «Вечёрке» участники команды постоянно шутили, подкалывали друг друга, заряжая окружающих хорошим настроением. Итак, знакомьтесь! Вместе с заводилой коллектива Николаем на наши вопросы отвечают гитарист Антон ХАБИБУЛИН, басист Сергей ГЕЙЕР и барабанщик Пётр ИВШИН.
— Правда ли, что вы ко всем вашим выступлениям очень долго готовитесь?
Николай: — На самом деле каждый концерт индивидуален. Очень многое зависит от того, какая публика в зале.
— То есть программа рождается прямо в процессе выступления?
Николай: — Да-да, именно так! Мы начинаем играть и пытаемся выстроить диалог со зрителями. Чтобы все получали удовольствие.
— И каков процент музыкальной импровизации?
Николай: — Очень большой. Никогда не известно, какую эмоцию получит песня в данный момент. Всё зависит от того, спали ли мы, что мы ели, что мы пили...
Сергей: — Какую музыку мы слушали перед этим...
Антон: — Ходил ли кто-нибудь накануне на чужой концерт (смеётся).
— Чем вы восполняете энергию, потраченную во время выступлений?
Николай: — Сон и компьютерные игры.
Антон: — Алкоголь и никотин.
(все смеются)
Антон: — Ну, на самом деле компьютерные игры, конечно! «Ведьмак» forever!
Пётр: — Не знаю, как парни, а я, мне кажется, черпаю энергию из космоса. Когда начинаю играть, у меня сразу приходит момент радости. Я не знаю, с чем это связано. Потом уже начинает усталость приходить. Но если потом снова садишься играть, на время игры усталость куда-то пропадает и появляется радость. Как будто тело перестаёт существовать.
— Некоторые из ваших композиций даже не имеют названия...
Николай: — Да, у меня с названиями сложно. Всё время мучаюсь, пытаясь что-нибудь придумать.
— И откуда берутся названия?
Николай: — Сижу, чешу репу, что-то пытаюсь сообразить. А иногда в компьютерные игры играю — в честь них и называю.
— Может быть, тогда можно было бы пойти простым путём? Пусть бы были просто Дорожка № 1, Дорожка № 2...
Николай: — Хорошо бы. Да только, к сожалению, даже эти названия уже использовались, и не раз.
— Ваша музыка для интеллектуалов или для танцев?
Николай: — Ой!
Антон: — Мне кажется, в ней есть всё.
Николай: — Просто мы же специально ничего не делаем. Мы не зарабатываем этим проектом деньги, поэтому мы освобождены от необходимости искать целевую аудиторию.
Сергей: — Чтобы понравиться кому-то.
Николай: — Мы просто играем то, что нам самим нравится.
Антон: — Враньё!
(все смеются)
— Вам приходилось играть на улице, просто для души?
Николай: — Да. Думаю, каждому приходилось.
Антон: — Я в Екатеринбурге на Плотинке два года играл с Максимом МОКРЯКОВЫМ.
Николай: — Антон ведь отсюда родом!
Антон: — Когда же это было?.. Кажется, 2001—2002 годы. У нас группа целая была!
— И вы зарабатывали этим?
Антон: — Мы зарабатывали очень много!
— А сейчас...
Антон: — А сейчас гораздо меньше!
(все смеются)
— Со сцены вы сказали, что Horsepower — вокально-инструментальный ансамбль. Вы так себя и позиционируете, или это шутка?
Николай: — ВИА Horsepower, конечно!
Антон: — У нас есть вокал, есть инструментал. Всё на месте.
— Насколько я помню, ваша группа появилась в результате некоего концертного джема?..
Хором: — Да! Примерно так всё и было!
Николай: — Вообще наш ансамбль сложился совершенно неожиданно для всех нас.
— То есть вы вышли на сцену и вдруг поняли, что вам хорошо вместе?..
Николай: — На самом деле мы давно уже были знакомы все друг с другом, просто все вместе собрались случайно.
Антон: — До этого были знакомы заочно.
Сергей: — Да и не только заочно. Кто-то с кем-то пересекался в отдельных проектах. Просто все вместе на одной сцене не встречались.
Николай: — В кругу профессиональных музыкантов, как правило, так или иначе все друг друга знают. Другое дело, что профессиональных музыкантов много. Хороших музыкантов меньше. А музыкантов, которые тебе нравятся, супермало. Этакий узкий круг, узкий клуб. И внутри этого узкого круга происходят некие соединения. Вот мы такой продуктивный симбиоз. И я могу сказать лично от себя, что ни одного человека из нашего квартета невозможно заменить. Потому что как только кто-то из нас меняется — уже всё, совсем не та музыка, совсем не то состояние.