В баню — с медведем, на танцы — с конём » новости Екатеринбурга и УрФО

В баню — с медведем, на танцы — с конём

8-08-2016, 17:34
В баню — с медведем, на танцы — с конём
Фото:

Какой русский не любит хорошей бани?! Но, пожалуй, только один — Константин БЕССОНОВ — ходит туда вместе с медведем. Топтыгин и таз с водой поднесёт, и берёзовым веничком попарит. Правда, взамен потребует ответных действий. И вот в роли банщика уже не зверь, а человек.

То, чем занимается Константин, называется «сюжетной дрессурой». Артисту цирка мало заставить косолапых просто выполнять команды, он стремится раскрыть их «актёрские таланты». Отсюда и необычные номера с развивающейся на глазах у зрителей историей. Впрочем, в программе «Цирковые забавы», идущей в Екатеринбургском цирке (ул. 8 Марта, 43), таковых с избытком.

Воистину, неистощима фантазия людей, выходящих на манеж для того, чтобы каждый из нас хоть на пару часов забыл о насущных заботах. И вспомнил о существовании иных, кроме грусти, обиды и злости, эмоций: радости, удивления, восторга и немножечко страха, ведь некоторые трюки вынуждают схватиться за сердце, чтобы спустя секунду испытать неимоверное облегчение: получилось, вышло, удалось!


Кто с кем, а Константин БЕССОНОВ ходит в баню с медведем. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

В частности, это касается номера в редком сегодня жанре «икарийские игры», когда одни артисты, лёжа на спине, жонглируют с помощью ног… другими артистами! Раскручивают их, подкидывают, перебрасывают друг другу. Не случайно название жанра восходит к Икару — персонажу греческой мифологии, который взлетел в небо на сконструированных отцом крыльях. Коллектив под руководством Олега МАРЧЕНКО открыл в 2014 году Олимпиаду в Сочи, а сегодня радует екатеринбуржцев. Что особенно поражает — в роли инструментов для жонглирования выступают девочки 8—12 лет!

— Вот почему в нашей стране только один номер в жанре «икарийские игры»: работа с несовершеннолетними требует высочайшей степени ответственности, — поясняет директор Екатеринбургского цирка, Народный артист России Анатолий МАРЧЕВСКИЙ. — Обычно это дети работников цирка, которые выходят на манеж, едва научившись делать первые шаги. Но есть среди них и дети из нецирковых семей, переданные артистам на воспитание. В этом, безусловно, есть резон: во-первых, юное поколение обзаводится профессией ещё до наступления совершеннолетия, во-вторых, получает дополнительный стимул к учёбе: плохие отметки могут стать поводом отослать ребёнка к родителям. Как показывает практика, все юные артисты хорошо учатся, несмотря на частые переезды.

Но именно такие номера, по мнению Анатолия Павловича, выполняют для маленьких зрителей важную функцию: воспитательную. Наблюдение за сверстниками, которые уже зарабатывают себе на жизнь, может зародить в присутствующих в зале детях желание достичь успеха в другой сфере: учёбе, творчестве, спорте...

Кстати, нередко в цирк приходят из спорта. Например, исполнители головокружительных трюков на подкидных досках — мастера спорта по акробатике. По словам руководителя коллектива — народного артиста России Вячеслава ЧЕРНИЕВСКОГО, ничего более опасного в мировом цирковом искусстве просто нет! При этом сложнейшие элементы программы — будь то пять сальто-мортале, тройное сальто на ходуле, сверхточный прыжок в кресло, поднятое под самый купол, — выполняются как бы между прочим. Так, вышли, позабавились… Но за всей этой мнимой лёгкостью колоссальное напряжение.

Не подходите близко. Это — пума, а не киска. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

А номер с пумами? Со стороны кажется, что перед нами обычные мурки, только очень большие. Но стоило одной такой «мурке» разинуть в грозном рыке пасть — и матери крепче прижали к себе детей. Кстати, пумы в цирке тоже большая редкость (в отличие от других кошачьих — тигров и львов). Тем интереснее понаблюдать за ними без всякого ограждения и фактически (для первых рядов) на расстоянии вытянутой руки. Владимиру и Наталье ИСАЙЧЕВЫМ пришлось перепробовать многое, чтобы научить зверей ходить на задних лапах, прыгать с тумбы на тумбу и перекатываться со спины на живот. А вот трюк «пума на шаре» родился сам собой, когда одна из питомиц во время репетиции прыгнула на шар и начала перебирать на нём лапами.

Из обезьян же, как выяснилось по ходу программы «Цирковые забавы», могут получиться прекрасные воздушные гимнасты. Из жеребцов — танцоры. А из барбосов — футболисты! Подопечные Игоря ГУСЕВА и Елены СПЕКТОР так лихо забивали голы, что многие зрители задумались о целесообразности замены членов российской сборной четвероногими спортсменами…

Комментарий

Семейное искусство

Директор Екатеринбургского цирка, Народный артист России Анатолий МАРЧЕВСКИЙ:

Анатолий МАРЧЕВСКИЙ. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

— Культура не менее важна, чем здравоохранение, поскольку помимо здорового тела у человека должен быть здоровый дух. Она выполняет воспитательную функцию, прививая уважение к труду, к близким и т. д.

При этом цирк — самый семейный вид искусства. Он не имеет возрастных ограничений и не требует специальной подготовки (как, например, классическое искусство), вот почему сюда с удовольствием ходят бабушки-дедушки, мамы-папы и, конечно же, дети. Потом, уже дома, члены семьи вновь соберутся вместе, чтобы обсудить увиденное. У них появится общая тема для разговора, а общие темы, как известно, сближают.

Культ семьи в цирке выражается ещё и в династийности: в одном номере нередко задействованы родители и дети. Благодаря этому у юных зрителей тоже может зародиться мысль пойти по стопам отца или матери. Стать, как кто-то из старших членов семьи, сталеваром, пекарем, фермером... Общие интересы тоже идут на пользу семейным узам.

erid: erid: