Марины всплыли, как субмарины » новости Екатеринбурга и УрФО

Марины всплыли, как субмарины

12-08-2016, 14:03
Марины всплыли, как субмарины
Фото:

Художников, посвятивших своё творчество морю, называют маринистами. А их морские полотна и рисунки соответственно — маринами. Более семидесяти марин «всплыли» 11 августа на новой выставке в Музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) из «глубин» фондов ЕМИИ. Представил свои «дары моря» в экспозиции «Морское путешествие» и Нижнетагильский музей изобразительных искусств. По морям, по волнам теперь мы совершаем далёкое и долгое плавание от моря до моря, из страны в страну, из века в век. В музейное путешествие нас отправляют картины, рисунки, гравюры художников Европы и России XVIII—XXI веков.

Самый знаменитый российский маринист — Иван АЙВАЗОВСКИЙ, чьё 200-летие отмечается в 2017 году. Его марины занимают целую стену первого «морского» зала. Куратор выставки Екатерина КОРНЕЕВА напомнила, что Иван Константинович не только «самый-самый» в истории отечественной маринистики, но и самый «фантастический». Он наблюдал море неустанно, знал его нрав и красоту, как только знают моряки, был точен, но никогда не писал с натуры. Ни-ког-да. Все его картины, вдохновлённые морем, созданы по памяти, с вольным ветром фантазии, свежим «воздухом» стихии воображения, как и этот пейзаж, светящийся луной, парусами, отражающими её свет, лунной дорожкой на спокойном зеркале воды. Называется картина просто: «Море».

 «Морское путешествие» — не первая выставка маринистов в екатеринбургском Музее изобразительных искусств в ХХI веке. Так, памятна экспозиция «Художники путешествуют» — графика, привезённая к нам Русским музеем из Санкт-Петербурга. А наши марины всплыли тогда из фондов, сопровождая её, словно флагманский крейсер, небольшим эскортом. Теперь же это целая «флотилия», если сравнивать картины с кораблями. Это, прежде всего, живопись. Но начинается экспозиция снова с графики.

Офорты, созданные французскими художниками Жаном Филиппом ЛЕБА, Клодом ДЮФЛО, Жаком АЛЬЯМЕ, Пьером Антонио МАРТИНИ в XVIII веке с живописных оригиналов марин их современника Клода Жозефа ВЕРНЕ, открывают выставку. Её кураторы, заведующая сектором отечественного искусства Екатерина Корнеева и Ольга ПЕРМЯКОВА, завсектором зарубежного искусства, рассказали нам, что маринист Верне тоже «заболел» художественной «морской болезнью» во время путешествия. Впервые он отправился в море 20-летним из Франции в Италию. И море решило его судьбу. В зрелые годы он создал по заказу Людовика XV серию марин «Порты Франции». Эти картины сейчас в Лувре, есть коллекция Верне и в Государственном Эрмитаже. А мы видим гравюры с его морских работ талантливых учеников мариниста.


Ольга ПЕРМЯКОВА между «Гавром» и «Тулоном» Жюля ВЕРНЬЕ. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

И французы, и итальянцы, и русские восприняли традицию голландских художников — первых в мире маринистов. Наши экскурсоводы наглядно продемонстрировали на выставке на разных картинах разных веков каноническую композицию марины: светило (солнце, луна) в правой верхней трети картины; основа всего, конечно же, море; а в левой части или в центре — фрегат, кораблик или лодка, на берегу — фигурки людей. Впрочем, марины чаще безлюдны. Море самодостаточно. Море вечно, но никогда не бывает одинаковым. Изменчивое, оно неизменно притягивает, на него можно смотреть бесконечно. Так и марины. Мировой океан один, взгляды — разные. Художники смотрят и дают нам посмотреть и полюбить увиденное.

Айвазовский, наш «адмирал маринистики», не писал с натуры, хотя традиция морского пленэра уже пришла в середине XIX века. Рядом с завершёнными картинами размещён явный этюд — красочный, атмосферный «Гурзуф» Константина КОРОВИНА с кипарисом, синим Чёрным морем, «белым парусом одиноким». Выставка открывает не только картины моря, но и судьбы «тружеников моря» с кистями и красками. Оказывается, Александр БОГОЛЮБОВ, родственник Александра РАДИЩЕВА, начинал «своё море» службой на флоте: морской кадетский корпус, затем училище — в звании мичмана, ходил в плавание на корабле «Камчатка». Море заставило его стать художником, да каким! Он окончил Академию художеств с золотой медалью, написал по заказу Александра II живописную историю русского флота, стал академиком, основал в Саратове художественный музей им. А. Н. Радищева, а его собственный портрет создал Илья РЕПИН. И всё-таки, о нём всю жизнь говорили: моряк-художник или художник-моряк, от перемены мест слов суть не меняется.

Интересно, что перед жанром марины не устоял и выдающийся художник-баталист Василий ВЕРЕЩАГИН. Его работу, где «море зовёт», мы видим в «Морском путешествии». А вот батальных сцен на море здесь не представлено. Имеются и шторм, и штиль, и прибой… «Прибой» нашего земляка Олега БЕРНГАРДА написан так фактурно, почти вылеплен, что если встать чуть сбоку от марины, то пенистые гребешки волн вздымаются «профилями» над холстом. «Морское путешествие» в ХХ веке — это и акварельная сценка на пляже Кузьмы ПЕТРОВА-ВОДКИНА, и морская иллюстрация, которую создали КУКРЫНИКСЫ к роману Алексея ТОЛСТОГО «Хождение по мукам». Происходит и смена южной атмосферы неги или бури на другую — холодную по краскам, по морям. Борис ВИТОМСКИЙ уводит зрителя к самому северному порту нашей страны «Порт Диксон», а Игорь РУБАН по Северному морскому пути отправляет «В обход Африки».


Меццо-тинто Арта ВЕРГЕРА (США) — «Прилив». Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Последняя в экспозиции марины XXI века — опять графика, работы обладателей Гран-при Международных конкурсных фестивалей меццо-тинто, проводимых нашим музеем. По традиции победители дарят свои творения музею. Теперь их представили на выставке американец Арт ВЕРГЕР и наша соотечественница Марина ЛАЗАРЕВА. Марина…

Музейные путешественники побывают в Батуми и на Капри, в Гавре и Тулоне, в Марселе и Венеции, в Евпатории, Гурзуфе, на побережье Бретани… Картины помогают создать карту будущих путешествий, вспомнить моря, где бывали, и те, о которых мечтаем. Это не фигура речи, составлять карту музейщики предлагают всем заинтересовавшимся «морякам» на сайте выставки целый месяц — столько будет длиться это «Морское путешествие».

erid: erid: