В Центре искусств «Вдохновение» (ул. 8 Марта, 1) открылась выставка, которая приглашает нас в особенное путешествие. Но её автор художница Жанна СИДОРОВА назвала экспозицию просто: «Родные просторы».
— В последнее время у меня появилась ностальгия по российской природе, по классическим русским пейзажам, по «саду больному и белому», по левитановским оранжевым закатам, по берёзовым рощам… — так объяснила «ВЕ» на вернисаже концепцию «путешествия» Жанна Сидорова.
И в самом деле, мы уже достаточно насмотрелись всевозможной экзотики и можем оценить особую прелесть деревенской околицы, заросшего старого пруда, лопухов у дороги, красноватых тонких берёзовых ветвей. Но чтобы услышать, о чём они говорят нашему сердцу, нужны художники. Это они, вечные путешественники в поисках мотивов и сюжетов, могут остановиться где-нибудь у обочины, расставить в траве лёгкий трёхногий этюдник и начать перебирать взглядом и кистью цветы и стебли, облака и струи дождя, трещины в коре и цветные прожилки на крыле бабочки.
— Художник — действительно вечный путешественник, — подтверждает Жанна Сидорова.— Мы все жадны до впечатлений, новых красок, новых встреч, но у художника это проявляется особенно остро. Мы все в постоянном поиске, причём, странствуя от ландшафта к ландшафту, ищем всё-таки в основном себя. Полю ГОГЕНУ, например, пришлось поехать в другое полушарие, чтобы именно там, в тропическом раю, столь непохожем на серебристо-серый и дождливый Париж, обрести самого себя. И мир от этого только выиграл. А наш соотечественник Андрей РЯБУШКИН, напротив, отказался от причитающейся ему многолетней командировки в Италию и выбрал Русский Север, потому что ничего милее для него не было. И мир от этого тоже выиграл! В этом смысле я как-то больше похожа на Рябушкина…
Это не значит, что Жанна Сидорова не любит бывать в дальних странах и живописать их. Но «альфой и омегой» для неё стал уральский пейзаж. Художница убеждена, что мы живём в удивительном краю, и умеет в этом убеждать зрителя. Ученица замечательного екатеринбургского живописца Николая ЧЕСНОКОВА, она переняла у него любовь к пленэру, умение стоять у мольберта по 8 часов кряду и тот особый взгляд, которым музы наделяют пейзажистов, — умение увидеть в непритязательном мотиве повод для лирических раздумий или философских размышлений. Впрочем, Жанна с удовольствием берётся и за вполне монументальные сюжеты, живописующие красоты, достойные упоминания в каких-нибудь каталогах типа «Самые красивые места планеты».
— Мне нравится открывать такие места, а потом возвращаться. И наша Волчиха, например, ничуть не хуже многих прославленных горных вершин. Просто, как в известном анекдоте, нашим красотам немножко не хватает пиара. В своё время Николай Гаврилович Чесноков много сделал для того, чтобы прославить Северный Урал. Его пейзажная серия получила очень широкую известность. Мне бы хотелось, чтобы эта деятельность продолжалась.
И Жанна её продолжает. Около каждой картины новой выставки можно стоять долго, разглядывая прихотливую и уже узнаваемую вязь мазков. Впечатление от этой живописи напоминает чувство, которое охватывает усталого путника, когда, преодолев крутой склон, он взбирается на холм и видит невероятный по красоте пейзаж. А ведь нам в данном случае не надо взбираться на холм. В путешествие нас возьмут с собой картины.