Ольга Васина: «Успехи учеников — в их целеустремлённости» » новости Екатеринбурга и УрФО

Ольга Васина: «Успехи учеников — в их целеустремлённости»

30-09-2016, 11:20
Ольга Васина: «Успехи учеников — в их целеустремлённости»
Фото:

При слове «музыкальная школа» каждому читателю приходят на ум свои, особые ассоциации. Одни вспоминают соседа по парте, который после уроков отправлялся не на футбольное поле, а на занятия по скрипке. Другие — изнурительные репетиции допоздна, с бесконечными повторениями одних и тех же гамм и этюдов. Третьи — первый шаг к блестящей музыкальной карьере и победам на конкурсах. Так, в конце прошлого года ученица екатеринбургской ДМШ № 16 Анастасия НАГОВИЦЫНА завоевала 2 премии в финале IX Международного конкурса «Путь к мастерству». Но за каждой победой всегда стоит Учитель. В канун Дня музыки и Дня учителя «Вечёрка» решила встретиться с известным музыкальным педагогом Ольгой ВАСИНОЙ — наставником Насти Наговицыной, лауреатом Всероссийского конкурса «Лучший преподаватель Детской школы искусств» и премии главы города «Во славу Екатеринбурга».

— Ольга Васильевна, почему вы выбрали именно педагогическую стезю? Ведь наверняка после выпуска из Уральской консерватории у вас была возможность сделать карьеру музыканта, выступать на конкурсах, получать призы. Но вы решили учить детей. Почему?

— Когда я сама училась в музыкальной школе, такого обилия детских конкурсов ещё не было. Сейчас детям в этом отношении проще: если они вступают на стезю музыки, они часто грезят исполнительством, и конкурсы для них — огромный стимул. А у нас такой возможности не было — разве что академические концерты для преподавателей или школьные концерты родителей. Но мне всегда нравилось заниматься с детьми, учить их музыкальному мастерству. Ещё в училище им. Чайковского я с удовольствием проходила педпрактику, до сих пор помню своих первых учеников. А поступивши в консерваторию, я с первого курса совмещала учёбу с подработкой в музыкальной школе.

— Ваши ученики — в когорте лучших юных музыкантов России. В чём, на ваш взгляд, причина такого успеха?

— Настя Наговицына — случай особый. Она девочка уникальная. В столь юном возрасте уже не мыслит себя без музыки и связывает своё будущее только с этой профессией. До неё у меня были ученики, занимавшие престижные места на международных конкурсах, но таких высот они не достигали. Правда, недавно у меня появилась ещё одна очень талантливая ученица — Мариам КАЗАРЯН. Фонд Спивакова её уже дважды приглашал поучаствовать в международном фестивале в Москве — и она довольно успешно выступила… Так вот, Настя — просто образец целеустремлённости! Её привели ко мне семилеточкой — по нашим меркам это уже поздновато, обычно учить детей игре на фортепиано мы начинаем с 5—6 лет. Родители её сказали: пусть она просто научится играть, и всё. Но когда мы начали заниматься, я поняла: эта девочка может многое и самое главное — хочет это самое «многое». И я рискнула: предложила её родителям попробовать Настю на городском конкурсе, который проходил на базе ДМШ № 11. Для неё это был сильнейший стимул к развитию, ведь Настя безумно любит музыку, занимается очень много, остановить её в этом деле может только одно: невыученные уроки в общеобразовательной школе.

Что до особой методики… Безусловно, методика у меня есть. Но мои секреты заключаются в трудолюбии и целеустремлённости учеников, а также в родительской поддержке. Невозможно заставить ребёнка участвовать в конкурсе, если он этого не хочет. А за стандартные 40 минут урока по 2 раза в неделю подготовить ученика к такому сложному соревнованию талантов — дело вообще немыслимое. И если я вдруг вижу, что ребёнок мотивирован, готов рискнуть, — я готова отдавать на его подготовку всё своё время, и рабочее, и свободное. И тут самое главное, чтобы импульс ученика был поддержан его родителями. Но я всегда детям говорю: даже не совсем удачное выступление на конкурсе — тоже важная ступень к дальнейшему профессиональному, а в абсолюте — и личностному росту исполнителя. Кроме того, любой конкурс — это шанс встретиться и подружиться с такими же талантливыми сверстниками из других регионов, других стран. А такое общение куда ценнее, чем борьба за 1-е место.

— Вы преподаёте уже 33 года. Стаж серьёзный! Наверняка отслеживаете жизненный путь ваших учеников. Много ли тех, кто в итоге выбрал музыкальную карьеру? Как эта карьера сложилась? Есть ли среди ваших воспитанников ребята, достигшие высот не в музыке, а в какой-то иной сфере, и как, на ваш взгляд, им в этом помогло музыкальное образование?

— Безусловно, есть такие дети. Например, Настя МОИСЕЕВА, которая уже второй год учится в музучилище на курсе профессора Маргариты Николаевны ЯРОСЛАВЦЕВОЙ. Чтобы поступить, ей в своё время даже пришлось выдержать недюжинное противостояние с мамой, которая хотела, чтобы дочь сначала окончила общеобразовательную школу, и уже потом… Но в музыке так нельзя. Даже небольшой перерыв в учёбе чреват потерей навыков, техники, чувства инструмента…

Вообще многие мои ученики, уже окончив школу, вуз, создав семью, периодически приходят ко мне с одним и тем же вопросом: «Правильно ли я сделал/сделала, отказавшись от профессии музыканта?» А ведь они в бытность свою детьми тоже были «вкручены» в конкурсную борьбу, тоже становились обладателями лауреатских званий… Другие говорят: музыка мне помогла воспитать в себе целеустремлённость, работоспособность, терпение. При этом они не стали связывать свою жизнь с музыкой, стали экономистами, некоторые даже руководят своими компаниями. А есть и те, кто благодаря нашим занятиям выбрал карьеру педагога! Например, завуч одной из школ Екатеринбурга Ольга Александровна ПОНОМАРЕВА — тоже моя воспитанница. Лет 6 назад была удостоена титула «Учитель года» на всероссийском конкурсе педагогов. Она необычайно творческий человек, и меня совсем не удивляют её награды и достижения.

— Внезапный вопрос: чем вы на данный момент более всего гордитесь в своей карьере педагога? И о чём более всего мечтаете?

— Ох… Даже не знаю, что сказать. Горжусь… Да ничем особо. Мне кажется, просто я занимаюсь своим делом, которое очень люблю. А мечта — есть. Собрать всех своих учеников — и прошлых, и нынешних, и ставших музыкантами, и избравших иной путь — и устроить совместный концерт. Это, мне кажется, будет очень интересно — хотя куда труднее, чем подготовить ребёнка к международному конкурсу.

erid: erid: