Нарнийцы пригласили в шкаф с «операми» » новости Екатеринбурга и УрФО

Нарнийцы пригласили в шкаф с «операми»

11-11-2016, 14:57
Нарнийцы пригласили в шкаф с «операми»
Фото:

Выставка итальянской живописи «Хроники Нарнии» открылась 10 ноября в Литературном квартале в Доме-музее Д. Н. Мамина-Сибиряка (ул. Пушкина,27). Вход в выставочный зал вполне обычный — через дверь. А вот вход в живописный мир этой выставки, сказочный и реальный одновременно, ничего общего с обыкновенным не имеет. «Проход через шкаф» — самая первая картина экспозиции, установленная на мольберте, приглашает войти в историю, которую более 60 лет назад сочинил британский писатель Клайв ЛЬЮИС и которую сегодня продолжают по-своему художники Альваро КАПОНИ (Alvaro CAPONI) и Стефано ПАННАЧЧИ (Stefano PANNACCI). Им ли, жителям города Нарни, не знать, что попасть в волшебную страну можно через платяной шкаф старого профессора, как это сделали четверо ребят — героев книги-фэнтези. Мы доверились и вошли.

Говорят, что сам писатель вдохновился старинным итальянским городом Narni, создавая своё «семикнижье» о Нарнии. И в это легко поверить, и заразиться сказочным вдохновением, погружаясь в живописную атмосферу кисти коренных нарнийцев. Кстати, на вернисаже выяснилось, что опера по-итальянски не только музыкальный жанр, но и кое-что ещё…

Лев Аслан из нарнийской хроники Стефано ПАННАЧЧИ. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Пройдя «сквозь шкаф» вслед за художником Стефано Панначчи, мы попали в сотворённый им красочный вихрь моря, яхт, рыцарской скачки, битвы и встретились глаза в глаза с мудрым львом Асланом. Недаром этого художника, учившегося живописи в Терни и в Венеции, называют «наследником великих представителей неформальной живописи Италии». Динамика его картин почти физически ощутима, и кажется, рыцарь на коне с копьём наперевес, едва не задевает тебя плащом. А дальше происходит то же, что и с Люси из книги, когда она входит в магический шкаф: «И тут она заметила впереди свет, но не там, где должна была быть стенка шкафа, а далеко-далеко».

Золотой свет шёл от картин Альваро Капони — светились поселения на сваях, светилась из глубины веков жизнь народа — не в сказке, а реально существовавшего здесь, ещё в дохристианские времена. Тонкие трёхмерные чередования золотых нитей, золотых вкраплений на сияющей тёплым цветом плоскости создают образы истоков города Нарни — своего рода Эльдорадо Апеннинского полуострова. И факелом в итальянском небе «зависает», распространяя свет и тепло, Монт-Оро — золотая гора.

Альваро Капони — не только художник, выпускник Академии изящных искусств в Риме, но и реставратор, и театральный режиссёр, и археолог. Автор трёх монографий об этой древней земле, он мог бы прочитать нам не одну лекцию о результатах своих исследований. Но в Екатеринбург мэтры Капони и Панначчи приехали с другими лекциями, с другой миссией. Приезд нарнийцев — впервые в Россию и сразу к нам — стал возможен с поддержкой администрации Екатеринбурга, её управления культуры, мэрии города Нарни и Почётного консульства Италии. Первый опыт сотрудничества наших городов участники социо-культурного проекта намерены развивать.

Куратор проекта Ольга ЕВДОКИМОВА, переводившая на вернисаже рассказ художников, была одета в подлинный средневековый костюм, какие носили в те достопамятные времена богатые жительницы Нарни. С её помощью и выяснилось, что часто звучавшее в речи гостей слово «opera» применимо и к тому, что они делают, что нам сейчас показывают. Мы привычно говорим о произведении изобразительного искусства «работа художника». Вот и по-итальянски opera означает ещё и «дело, поступки». Их выставка картин, их выступления и мастер-классы — всё это «оперы», включённые в программу II Всероссийской открытой научно-практической конференции «Культура и социальная ответственность: создание инклюзивного пространства».


Золотая гора Альваро КАПОНИ. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Художники поделились с участниками конференции собственным опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Их уже пригласили выступить в Екатеринбургской академии современного искусства и Уральском федеральном университете. В течение ноября они продолжат арт-терапию на практике — на фоне выставки пройдут инклюзивные занятия с детьми, которые в этом особенно нуждаются. А живописную «Нарнию» нарнийцев мы можем посещать до 10 декабря. Вход, разумеется, «через шкаф». Об этом «шкафе» у художников тоже есть своё мнение. Это «шкаф» воспоминаний о событиях, рождавшихся тогда, когда наше воображение было совершенно свободным. Когда мы были детьми. И этот волшебный «шкаф» способен помогать жить сейчас нам, таким взрослым.

erid: erid: