Лакировщики жестяной действительности » новости Екатеринбурга и УрФО

Лакировщики жестяной действительности

25-01-2017, 15:41
Лакировщики жестяной действительности
Фото:

Жесть настолько прозаична, что вошла в отчаянную поговорку: «Эх, жизнь моя — жестянка!..», в лихой подростковый сленг. Пустая консервная банка, грохочущая по асфальту, и отечественный триллер начала ХХI века дополнят ассоциативный ряд жестяной действительности где угодно, но не на Урале. Именно у нас из этих тонких стальных листов научились создавать произведения искусства и создают до сих пор.

Масштабная экспозиции «Жесть благородная. Уральская лаковая роспись по металлу XVIII—XXI вв.» открылась 24 января в Краеведческом музее (СОКМ, выставочный центр «Дом Поклевких-Козелл», ул. Малышева, 46). За полчаса до вернисажа завотделом выставок Алексей СЮЗЮМОВ помог нам поближе рассмотреть экспонаты: и старинные сюжетные росписи, с которых всё начиналось, и «пролетарское» ведро, выпущенное артелью «Пролетарий» в 1920-х, и авторские произведения художников, продолжающих традиции тагильской росписи в наши дни. Спросили: «А вот этот нестандартных размеров подносище, наверное, приходилось тащить втроём?» Оказалось, чашки с блюдцами и сахарницу к чаепитию на нём не подносили. Помещали на стол заранее, как скатерть, а потом водружали на него самовар. Гигант в ярких цветах так и называется — скатертный поднос.


Рябинки Тамары ЮДИНОЙ — классика тагильской росписи. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Давным-давно, более 270 лет назад, уральские мастера — первыми в России — начали расписывать и лакировать жестяные изделия «для домашности да для веселья глазу». Случилось это в 1746 году, как свидетельствуют архивные записи, в Нижнем Тагиле — тогдашнем центре «горнозаводской цивилизации». Портрет основателя знаменитой династии Никиты ДЕМИДОВА представлен в новой экспозиции Краеведческого музея — на жести, копией современного мастера с живописной работы XVIII века.

Начало выставки, связанное с этим веком — в другом зале. Демидовский наследник Николай Никитич поощрял живописные занятия своих «лакирных» мастеровых и создал при тагильском заводе школу художников. На шкатулках и подносах XVIII века и начала следующего столетия разместились сюжетные росписи. Первые лакировщики «жестяной действительности» начинали своё искусство именно с них — с библейской истории «Возвращение блудного сына», галантных сцен. Из семьи цветных собратьев выделяется старинный чёрный поднос с затейливым светлым растительным орнаментом — это трафаретный поднос. Знаменитый тагильский стол с живописно украшенной жестяной столешницей на выставке присутствует только специальным стендом. «Лично» представить здесь это уникальное изделие, перемещать из одного музейного помещения в другое, из постоянной экспозиции «Горный мир» во временную было невозможно по соображениям сохранности. Но даже на стенде детально видна удивительная роспись по мотивам романа СЕРВАНТЕСА (и на Урале читали!): та сцена, где Санчо Панса представляет Дон Кихоту простую крестьянку как даму мечты и сердца Дульсинею.

Один из «цветущих» лаковых шедевров Агриппины АФАНАСЬЕВОЙ. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

В гармоничном многоцветье новой выставки цветут прославленные тагильские розы, краснеют гроздьями уральские рябинушки — традиционная и непревзойдённая роскошная роспись. И всякий раз она «цветёт» по-разному — из века в век. Композицию росписи диктует «жестяная действительность» — размеры и формы подносов как основных холстов для лакировщиков. Прямоугольные, круглые, овальные, почти квадратные. На жестяных полотнах представлены, кажется, все живописные жанры: картина, натюрморт, пейзаж, портрет. А как рождаются цветы на жести, можно было увидеть прямо на вернисаже. Художник Галина ТОРКОТЮК училась и много лет работала в Нижнем Тагиле, теперь продолжает заниматься лаковой росписью по жести в Екатеринбурге. Она и показала нам, что такое двуцветное уральское письмо, которое ещё называют «маховым». Одним махом на кисть берётся две краски разом и делается мазок по жести. Через считанные минуты мы увидели, как на узком прямоугольном подносе под её кистью расцвели белая, с «чайными» оттенками роза и строгие ирисы…


Уральский хор выступил на фоне «Жести благородной». Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Выставка «Жесть благородная», как рассказал автор проекта, искусствовед, известный специалист по художественному металлу Олег ГУБКИН, сформирована из экспонатов собрания Краеведческого музея при участии четырёх екатеринбургских коллекционеров. Так полно произведения уральских мастеров лаковой живописи музейного значения представлены впервые. В создании экспозиции приняли участие реставраторы, хранители, художники, искусствоведы, историки. Уникальную её красоту с восхищением отметила министр культуры области Светлана УЧАЙКИНА, приветствуя участников вернисажа. И артисты Уральского академического народного хора «вписались» в экспозицию столь же яркими, выразительными песнями и танцами, как и произведения уральских мастеров, на фоне которых они выступали. Живой и живописный сюрприз.

erid: erid: