Культпоход по следам «гигантов» » новости Екатеринбурга и УрФО

Культпоход по следам «гигантов»

27-02-2017, 15:31
Культпоход по следам «гигантов»
Фото:

Культпоход — слово из советского новояза — и сегодня у нас в ходу: когда «всем классом», или группой, или семьёй люди приходят на экскурсию в музей, идут на театральный спектакль, в кино. То есть — в поход за культурой. Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ, ул. Воеводина, 5) напомнил о других культпоходах. В 1930-е годы так называли командировки писателей и художников на стройки первой пятилетки. Не за культурой они ехали, а с культурой к «массам», создававшим передовые объекты — гиганты индустриализации.

«Гиганты Урала. Реконструкция выставки 1931 года» — новый музейный виртуальный проект, знакомство с которым состоялось в ЕМИИ 21 февраля. «Гиганты» здесь, по мнению музейщиков, не только стройки в центрах промышленного Урала: Свердловске, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Челябинске, Кизеле. Это прежде всего те, кто здесь работал. И те, кто, оставив столицу, отправился сюда, чтобы запечатлеть новое в художественных образах. Так трудилась на Урале бригада АХР (Ассоциация художников революции), возглавляемая Евгением ЛЬВОВЫМ, — Фёдор МОДОРОВ, Василий ХВОСТЕНКО, Ярослав ТИТОВ, Дмитрий ТОПОРКОВ и Валентин ЖЕЛОХОВЦЕВ. Вслед за живописцами и графиками сейчас можно повторить их культпоход в интернет-пространстве проекта, в чём мы и убедились на презентации.

Презентация виртуального проекта «Гиганты Урала» прошла в Музее изобразительных искусств не только виртуально. В пространстве зала Каслинского павильона, у подножия чугунного шедевра-гиганта, разместились произведения Фёдора Модорова, Евгения Львова, Дмитрия Топоркова — портрет прораба и коллективный портрет комсомольской бригады, выход рабочих на смену, строительный пейзаж… Это подлинники из собрания ЕМИИ, которые осенью 1931 года были представлены в Москве на выставке «Гиганты Урала», ставшей итогом культпохода художников в эпицентр индустриализации. 118 из 345 работ, экспонировавшихся тогда в столице, находятся в наших музейных фондах. «Гиганты» стали, в свою очередь, основой коллекции советского искусства Свердловской картинной галереи (ЕМИИ), родившейся в 1936 году. Новый проект — это и рассказ об истории творческого культпохода на Урал летом 1931 года, и о его участниках, об условиях и атмосфере их работы, и своеобразная реконструкция той первой выставки в столице, показанной позже и в Свердловске.

Над проектом музейщики тоже работали «бригадным методом». В его рабочей группе: Иван ВТОРЫХ, Татьяна ИОФИНА, директор ЕМИИ Никита КОРЫТИН, Дарья КОСТИНА, Ирина КУДРЯВЦЕВА, Павел ПОГУДИН, Роберт ПОМОРЦЕВ, Юлия СИРИНА, Зоя ТАЮРОВА, Яна ШЛЯХЕЦКАЯ.

Куратор проекта Ирина КУДРЯВЦЕВА знакомит с «гигантами» на фоне гиганта — Каслинского павильона. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Куратор проекта — завотделом современного искусства музея Ирина Кудрявцева рассказала, что «Гигантам Урала» предшествовали две тематически родственные экспозиции — пятилетней давности «Передовая передового. На стройке новой жизни Урала». Последняя открылась осенью 2016-го, и тогда впервые за много десятилетий вышли к публике работы художников 1920—30-х годов из музейных фондов. Новый проект развивает эту тему, для большинства зрителей — совершенно новую, связан с продолжающейся работой музея по изучению данного периода отечественного искусства. Это интересно и в искусствоведческом плане — поиски творцами нового художественного языка в отображении новых явлений жизни, ведь канонизированный позже «соцреализм» к тому времени ещё не сложился…

В создании виртуального проекта участвовала студия «Светлые истории» во главе с арт-директором Павлом Погудиным. На интернет-странице «выстраиваются» буквы заглавия — из отбойных молотков и прочих инструментов. Оживают фотографии как кинокадры, и живыми становятся нарисованные портреты гигантов тех строек, их труд. В защитных очках сталевара мелькают, отражаясь, моменты цеховой жизни; едут вагонетки с рабочими; женщины нагружают и опрокидывают тачки с раствором; вздымаются башенные краны… А картина Фёдора Модорова «Ударники Коммунистической Краснознамённой электропечи им. «Уральского рабочего» постепенно заполняется персонажами, которые подходят один за другим, становятся на места, словно по указанию художника: и ударники, и бригадир.

Индустриальный пейзаж Фёдора МОДОРОВА «Стройка капитальной шахты» (1931 год). Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Изобразительный ряд в той музейной экспозиции-презентации на один день и на экранах ноутбуков, смартфонов (сейчас и надолго) дополняют тексты документов времени. Статьи и эссе из журналов «Красная нива» и «За пролетарское искусство», каталог московской выставки «Гиганты Урала» и письма руководителя бригады командированных на Урал художников Евгения Львова другу, художнику Виктору ПЕРЕЛЬМАНУ. Вот одно из них, передающее те изумление, вдохновение, энтузиазм, которые довелось испытать участникам культпохода:

«…И чудак же ты, старик, что не поехал в Свердловск. Во-первых, отдохнул бы от организационной суеты, во-вторых, поработал бы, над чем хотел, портрет, производственный interieur, индустриальный пейзаж — просто пейзаж и столько впечатлений — новых совершенно ошеломляющих, таких, о которых мы в Москве не имели ни малейшего представления. Стройка, переделывающая лицо земли наново, новые заводы гиганты».

В марте к музейному проекту присоединятся литераторы, и тоже в интернет-пространстве — на других екатеринбургских сайтах. Поэт Константин КОМАРОВ завершает поэму, а драматург Артём ГОЛОВНИН — пьесу. Визуальная виртуальная музейная «ода гигантам» получит поэтическое и драматургическое подкрепление. Культпоход в первую пятилетку продолжается.

erid: erid: