Валторна и краски » новости Екатеринбурга и УрФО

Валторна и краски

21-03-2017, 14:03
Валторна и краски
Фото:

Сначала была валторна. Её прародитель — охотничий рог, эхо природы, сигнал человеку и природе. Василий Иванович ДЕНИСОВ (1862—1922 гг.), чьё художественное творчество представляет сейчас екатеринбургский Музей изобразительных искусств (ЕМИИ, Воеводина, 5) на «именной» выставке «Цветомузыка Василия Денисова», был профессиональным музыкантом. Он окончил в 1880 году Варшавский музыкальный институт по классу валторны, активно концертировал с оркестрами и сольно. Кстати, из стен именно этого института вышел ещё один легендарный персонаж мира искусства, в творчестве которого музыка и живопись были на равных, — литовский композитор, художник Микалоюс ЧЮРЛЁНИС. Случайность?..

Но, видимо, неслучайно музыка приводит иных к живописи. Возможно, голос валторны, в игре на которой Василий Денисов не довольствовался привычными приёмами, экспериментировал с извлечением звука, позвал с мольбертом на пленэр, к природным пейзажам. Денисов ощущал окружающее как музыку, вслушивался в неслышное другим звучание цвета, форм, ритмов. Взяв кисть и краски в 33 года, он передавал свою уверенность в музыкальности палитры и графики мира на холсте.

Завотделом наивного искусства ЕМИИ, кандидат философских наук Андрей БОБРИХИН представил нам выставку, посвящённую 155-летию Василия Ивановича Денисова. У работы «Пейзаж с тонкоствольными берёзами и вереницей паломников» куратор экспозиции, объясняя особенности манеры Денисова, показал, как перекликаются эти маленькие, едва различимые фигурки людей, идущих друг за другом, со стройным рядом берёзовых стволов, с «зыбучей» поверхностью волнистых холмов…

— Художник обладал способностью и стремлением пластически-драматургического врастания в форму и органику окружающего мира. В его живописных полотнах и части графических листов центральное место занимает природа ритма и согласования стихий в пространстве, которое он наблюдал и изображал…

«Синий портрет» напоминает некоторым зрителям Бориса ПАСТЕРНАКА (1911 год). Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Денисов не был «наивным символистом». Просто — символистом, хотя, наверное, и этим определением его живопись экспериментатора цвета не исчерпывается. Он вошёл в художественное сообщество современников, участвуя во многих выставках «Мира искусства», «Товарищества независимых», «Голубой розы». Получил уроки мастерства у Константина КОРОВИНА, который сожалел, что «ученик» не обратился к художеству раньше, и называл его «выдающийся Денисов». Учился у Валентина СЕРОВА, встречался с Михаилом ВРУБЕЛЕМ, Виктором ВАСНЕЦОВЫМ. С Сергеем КОНЁНКОВЫМ, создавшим потом его скульптурный портрет, совершил арт-путешествие в Грецию, дружил. Творчество Денисова заметили и отметили знаменитые художники-современники и деятели театра, среди которых Сергей ДЯГИЛЕВ, Фёдор КОРШ, Вера КОМИССАРЖЕВСКАЯ, Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД… Театр с музыкой — «вдвоём» — в своё время подвигли музыканта обратиться к художественному творчеству: в 1896 году валторнист Денисов был приглашён в оркестр частной Русской оперы Саввы МАМОНТОВА. В 1904 году валторнист оставил свою валторну окончательно ради кисти и красок. На его творческом счету множество оформленных театральных постановок. Одна из последних — «Маугли», премьера 1920-го первого в стране театра для детей в постановке Генриетты ПАСКАР.

Денисов воспринял революционные перемены как художественное явление, своего рода эстетический опыт. От символистской «Музы творчества», от портретов таинственных женщин врубелевского типа сказочной красоты он пришёл к другим моделям — портретам «Нового пророка» (явно Карл МАРКС), ТРОЦКОГО, оформлению массовых действ, масштабных панно. Но не ушёл от любимого среднерусского «музыкального» пейзажа.

Василий Денисов никогда не был в Екатеринбурге. Однако на Урале его имя известно благодаря искусствоведческим исследованиям екатеринбуржца, действительного члена Российской академии художеств Сергея ГОЛЫНЦА. А ещё мы обязаны случаю, реставратору и коллекционеру. Именно здесь, в нашем городе, на Уралмаше, были обнаружены картины, привезённые когда-то дальними родственниками художника. 90 работ, которые сейчас мы видим на выставке, из частной коллекции Евгения РОЙЗМАНА, — та самая «находка», отреставрированная Петром ГОРНУНГОМ. «Забытый» и до сих пор загадочный Василий Денисов, одна из типичных и одновременно своеобразных фигур Серебряного века — по творчеству, по судьбе — вновь перед нами. Звучит и притягивает своей цветомузыкой, как давным-давно глубокий голос его валторны.

erid: erid: