Дракон, охраняющий киносокровища » новости Екатеринбурга и УрФО

Дракон, охраняющий киносокровища

20-03-2012, 08:00
Дракон, охраняющий киносокровища
Фото:

Фестиваль архивного кино «Белые Столбы» проходил в феврале в Госфильмофонде РФ (микрорайон Белые Столбы города Домодедово Московской области). А 13 марта эхо этого ежегодного киносмотра докатилось до Екатеринбурга. В Доме кино (ул. Луначарского, 137) состоялся вечер, посвящённый XVI фестивалю: прозвучал рассказ о его программах, были показаны фрагменты фильмов, шедших на фестивальном экране.

Анимация — из века в век

Французский деятель кино и театра, писатель Жан КОКТО в своё время точно определил: киноархив — это дракон, охраняющий наши сокровища. В гости к российскому «дракону», в Госфильмофонд Российской Федерации, съезжаются киноведы, историки кино, киноархивисты, критики — специалисты, наши и зарубежные, причастные к изучению путей развития кинематографа.

Каждый фестиваль «Белые Cтолбы» определяет главную тему. «Флагом» нынешнего киносмотра стало 100-летие отечественной мультипликации, или, как теперь принято говорить, — анимации. Всё начиналось с первого кукольного мультфильма «Прекрасная Люканида», снятого Владиславом СТАРЕВИЧЕМ в 1912 году в киноателье Александра ХАНЖОНКОВА. Искусно созданные фигурки жуков «разыгрывают» между собой мелодраматическую историю влюблённых. На фестивале фильм демонстрировался в реконструкции киноведа Николая ИЗВОЛОВА, лауреата приза фестиваля-2011 «За творческий подход к архивному кино».

Мы увидели мультфильмы, снятые по отечественной трёхцветной системе в 1930-е годы. Теперь в них восстановлен цвет под руководством Николая МАЙОРОВА (тоже лауреата фестиваля-2011). Это снятые на «Мосфильме» — первый цветной мультфильм «Лиса и волк» режиссёра Сары МОКИЛЬ (1936) и кукольный фильм Александра ПТУШКО «Завещание» (1937). А цветной рисованный мультик «Дед Иван» был поставлен уже на киностудии «Союзмультфильм» режиссёром Александром ИВАНОВЫМ в 1939 году. Восторг просвещённой публики вызвала ещё одна кукольная картина Сары Мокиль — 1938 года, «Волк и семеро козлят».

«In Memoriam» на экране и в сердце

Это был не единственный вековой юбилей, отмеченный на фестивале. Традиционно в Белых Столбах отмечают 100-летие выдающихся кинематографистов России и мира обращением к их творчеству. В этом году в списке были родившиеся в 1912-м: актёр Сергей ФИЛИППОВ, киновед Ростислав ЮРЕНЕВ, украинский режиссёр Тимофей ЛЕВЧУК, французский режиссёр Жорж ФРАНЖЮ, итальянский режиссёр Микеланджело АНТОНИОНИ, американцы — режиссёры Дон СИГЕЛ и Даниэл МАНН, актриса Элианор ПАУЭЛЛ.

У архивного фестиваля есть раздел In Memoriam, посвящённый кинематографистам, недавно ушедшим из жизни. В память об актрисах Ие САВВИНОЙ и Людмиле ГУРЧЕНКО был показан фильм, где они играют обе, — «Дневник директора школы» («Ленфильм», 1975). А о кинорежиссёре Татьяне ЛИОЗНОВОЙ вспоминали на показе её дебютного фильма — «Память сердца» (киностудия им. M. Горького, 1958). Эту первую художественную картину будущая создательница «Семнадцати мгновений весны» сняла по сценарию своего учителя Сергея ГЕРАСИМОВА. История спасения во время войны английского лётчика (Андрей ПОПОВ) сельской учительницей (Тамара МАКАРОВА) до сих пор трогает сердца… А в связи со 100-летием грузинского кино, которое тоже родилось в 1912 году, мы увидели своеобразную антологию кинематографа Грузии 1920—80-х годов.

Документы навсегда

Фестиваль в Белых Столбах представил и уникальные документальные фильмы, кинохронику. На сей раз это были страницы кинолетописи Великой Отечественной войны: киновыпуск «К переговорам У. Черчилля с И. В. Сталиным» (1942), два выпуска киножурнала «На защиту родной Москвы» (1942). Фильм «Победа в пустыне» создан британскими документалистами, он был дублирован на русский язык и вышел на экраны СССР в 1943-м.

Подборка документальных сюжетов была посвящена скорбной дате — 100-летию гибели океанского лайнера «Титаник» (1912). Их сняли французские операторы фирмы «Гомон». Показали и немецкий художественный фильм «Титаник» (1943). Он снят в духе нацистской пропаганды: англичане и американцы здесь подлые и алчные, а немцы — благородные и самоотверженные. Тоже исторический документ эпохи Второй мировой войны. Один из режиссёров фильма Герберт СЕЛПИН имел неосторожность критически отозваться о сценарии, по которому был вынужден снять эту картину. Последовал донос, режиссёра арестовали, а позже нашли повешенным прямо в тюремной камере…

Около двух десятков разнообразных программ посмотрели мы на XVI фестивале. Толику из обширнейшей афиши удалось показать на вечере в Доме кино. Но и она продемонстрировала: никогда не уйдут «в отставку» киносокровища, которые хранит «Госфильмофонд». Каждый участник фестиваля в Белых Столбах получил на память дракончика — символ года, фестиваля и символ (по Кокто) хранителя киноархивов. Такой приехал со мной в Екатеринбург.


Кино Италии было представлено выдающимися фильмами второй половины ХХ века.

Фото: Лев ЭГЛИТ.

erid: erid: