На бумажных подмостках: театр одного художника » новости Екатеринбурга и УрФО

На бумажных подмостках: театр одного художника

29-01-2018, 13:38
На бумажных подмостках: театр одного художника
Фото:

Первой экспозицией-2018 в проекте «Современное изобразительное искусство. Уральский депозитарий» Художественного музея Эрнста Неизвестного (ул. Добролюбова, 15) стала персональная выставка Владимира СМЕЛКОВА «Театр на бумаге».

На этой выставке нет эскизов к спектаклям, набросков для костюмов сценических персонажей, хотя на счету автора экспозиции как сценографа около двухсот постановок в разных театрах. Те спектакли, что мы видим на листах, никогда не шли на сцене. Они поставлены на бумажных подмостках с нарисованными героями. Известный театральный художник и живописец Владимир Смелков сотворил свой собственный театр, где он драматург, режиссёр, актёр, сценограф.

Здесь есть и знакомые, казалось бы, театральные сюжеты — балетные «Жизель», «Кармен-сюита», «Щелкунчик». Но это авторская интерпретация Смелкова, полная и юмора, и печали, с непредсказуемыми мизансценами. «Хореограф» взял и водрузил романтическую Жизель в дачном сарафанчике на крепкий пень. И она, стоя на пуантах, дотягивается тонкими руками до молодого месяца над лесом, над бревенчатым домиком, на крыше которого аккомпанирует её танцу бородатый гармонист. Кармен в отважном арабеске замерла прямо на спине скачущего по арене быка. Тореадор не нужен, бык бескровно приручён, она в этой корриде смеющаяся победительница… А вот бумажный спектакль-мелодрама, где любовную историю играют изящная туфелька и поношенный башмак. Они разошлись в разные стороны на пыльной дороге. Может быть, это не случившаяся встреча, любовь, проскользнувшая мимо. А может быть, расставание: ну не поспевает этот стоптанный каблук за стремительной острой «шпилькой»…

Победительница в корриде Кармен из «Кармен-сюиты». Фото: Александр ИСАКОВ.

По суше, по траве, как по морям — по волнам «плывёт» кораблик с названием «Смелый», а моряк в тельняшке, очень похожий на художника Смелкова, смотрит в подзорную трубу. Что он видит? Наверное, мечту, которая воплотится в реальный театральный сюжет. Такой, как в бумажном спектакле «Глядя на луч». Мужчина и женщина у реки, на парапете набережной прекрасного города. Он улыбается, потому что она — утешительница и беспокойная муза — рядом.

Завмузеем Ирина ГРЕХОВА на вернисаже рассказала, что музею в апреле 2018-го исполняется 5 лет, и проект «Уральский депозитарий» начался в год его открытия — в декабре 2013-го. Здесь выставлялись работы Миши БРУСИЛОВСКОГО, Геннадия МОСИНА, Анатолия КАЛАШНИКОВА, Сергея АЙНУТДИНОВА, Сергея ГРИГОРЬЕВА (Серёжа Пикассо), Юрия КРЫЛОВА и многих других. Тех, чьё творчество состоит в духовном родстве с Эрнстом НЕИЗВЕСТНЫМ остротой восприятия мира, экспрессией, философскими поисками новых смыслов и новых форм в изобразительном искусстве.

Владимир Смелков второй раз участвует в «Депозитарии». Первая «персоналка» прошла здесь в 2015-м, в его юбилейный год. После большой выставки в екатеринбургском Доме художника он представил здесь «литературные портреты». И опять это был театр. Так, ДОСТОЕВСКИЙ перевоплотился в героя из «Преступления и наказания» — молодого, и отчаянного, и отчаявшегося. А БУЛГАКОВ в пенсне с треснувшим стеклом словно играл и Мастера, и Коровьева, и Воланда в спектакле по своему роману… На эту выставку учителя литературы приводили школьников, чтобы ученики убедились, как интересно вместе с художником, а потом и наедине с книгой вживаться в миры великой литературы.


«Глядя на луч» — муза и художник. Фото: Александр ИСАКОВ.

Сцену Смелков никогда не оставит. Чтобы оказаться в своём театре и позвать туда зрителей, вовлечь их в игру, ему нужна самая малость: лист бумаги и шариковая ручка. Да-да, большинство графических моноспектаклей этой выставки созданы обычным «шариком». Первыми посетителями «Театра на бумаге» стали ученики лицея № 110. К юным зрителям обратилась на вернисаже Любовь ТЕПЛОВА — заслуженная артистка России, долгие годы игравшая на сцене ТЮЗа, в том числе и в спектаклях сценографа Смелкова. Она призвала ребят быть… смелыми. И на выставке, и перед чистым листом бумаги, и в жизни. Отважно включаться в художественные впечатления, в «предлагаемые обстоятельства», не бояться ошибок и пробовать новое — нарисовать, например, свой воображаемый театр.

Каждое театральное представление неповторимо. Назавтра оно уже будет чуточку другим. Будет дышать иначе, потому что играют его живые люди. Образы спектаклей «Театра на бумаге» сохранены в графических листах — выразительные, забавные, динамичные. Они и шага не сделают со сцены… До тех пор, пока художник Смелков не придумает для них новый спектакль.

Из досье

Владимир Смелков окончил Московское художественное училище памяти 1905 года (ныне — академическое). Учился у известного театрального художника Татьяны СЕЛЬВИНСКОЙ, которая, в свою очередь, была ученицей знаменитого Александра ТЫШЛЕРА, — такая преемственность. Работал главным художником Лысьвенского драмтеатра им. А. А. Савина (Пермская область) и Челябинского театра юного зрителя, художником-постановщиком Свердловского ТЮЗа. Член Союза художников СССР с 1981 года. Награждён в 2015-м серебряной медалью Союза художников РФ «Духовность. Традиции. Мастерство». Работы находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Пермской картинной галерее, Театральном музее им. А. А. Бахрушина и Доме-музее А. Н. Островского (Москва), в частных галереях и коллекциях России, Израиля, Германии, Франции, США, Венгрии.

erid: erid: