Поэты спасали генералов и Отечество » новости Екатеринбурга и УрФО

Поэты спасали генералов и Отечество

3-04-2012, 08:00
Поэты спасали генералов и Отечество
Фото:

В объединённый Музей писателей Урала в пятницу, 30 марта, пришёл 1812 год. Атмосфера событий 200-летней давности охватила два этажа Музея «Литературная жизнь Урала XIX века» (ул. Толмачёва,41). Центральная выставка музейного проекта называется так же, как поэма Василия ЖУКОВСКОГО «Певец во стане русских воинов», которая своей литературной судьбой напоминает «книгу про бойца» Александра ТВАРДОВСКОГО. Как автор «Василия Тёркина» был участником Великой Отечественной войны, так создатель «Певца…» был воином Отечественной войны 1812 года. И его поэма в духе гусарских «зачашных песен», рождавшаяся среди сражений, стала её художественным документом. Романтик Жуковский и его собратья по перу не стремились к военной карьере, но ушли на войну с Наполеоном добровольцами. Так, поэт Пётр ВЯЗЕМСКИЙ в свои 20 лет участвовал в Бородинском сражении и совершил воинский подвиг — вынес с поля битвы раненого генерала Алексея БАХМЕТЕВА, был награждён орденом. Подвиг Вяземского — не единичный для служителей лиры.

Поэты, спасавшие генералов и Отечество, представлены в этом разделе проекта целой портретной галереей и книгами. Они здесь на паритетных началах с портретами командующего Русской армией Михаила КУТУЗОВА и письмами фельдмаршала с войны домой…

«Домъ двенадцатого года» — проект объединённого Музея писателей Урала, посвящённый 200-летию Отечественной войны 1812 года, открылся в том музейном здании, где столетие спустя, в 1912 году, жил писатель Дмитрий МАМИН-СИБИРЯК. Слова заведующей Музеем «Литературная жизнь Урала XIX века» Людмилы ЧЕСНОВОЙ: «Книги — современники событий, мемуары, письма, архивные документы, уникальные издания — главные герои всей нашей экспозиции» — подтверждены каждым выставочным блоком. Ни на минуту не забываешь, что выставка проходит именно в литературном музее.

Литераторы 1812 года стремились, по выражению Василия ЖУКОВСКОГО, «окурить лиру порохом». Среди них — Денис ДАВЫДОВ, Кондратий РЫЛЕЕВ, Пётр ЧААДАЕВ, Иван ЛАЖЕЧНИКОВ… Поэт Константин БАТЮШКОВ спас раненого генерала Николая РАЕВСКОГО, который приговаривал, подбадривая спасителя: «Ничего, нечего бояться, господин поэт». Депешами ЖУКОВСКОГО зачитывался КУТУЗОВ и уверял, что даже если бы ему не сказали, кто автор, то всё равно узнал бы слог поэта. Ушёл добровольцем юный Александр ГРИБОЕДОВ, из-за болезни на поле битвы не попал, остался в резерве, но и здесь впечатлений хватило для документальной пьесы о войне.

Партнёрами проекта стали Библиотека им. В. Г. Белинского, Государственный архив Свердловской области (ГАСО), Музей этикетки и даже Музей Московского Художественного театра. Музейщики театра нашли для нас в запасниках экспонаты, раскрывающие тему 1812 года. Например, воинские мундиры разных полков времён войны с Наполеоном, представленные в иконографии по истории костюма. Кстати, есть на выставке и очень необычный мундир — женский: флейтистки военного оркестра. А один экспонат — не старинный, просто старый, домашний ковёр, который долгие годы украшал стену одной из екатеринбургских квартир: здесь выткана картина Алексея КИВШЕНКО «Военный совет в Филях».

Выставочный блок «Гроза 1812 года», с которым нас познакомила заведующая отделом публикации и использования документов ГАСО Ольга БУХАРКИНА, представляет наших земляков в Отечественной войне. И эта война начиналась с обращения к нации первого государственного лица — императора Александра I: «Неприятель вступил в пределы наши…» От копии высочайшего указа — один шаг к витрине с подлинником формулярного списка солдата Екатеринбургского пехотного полка Фёдора НИКИТИНА: Смоленск, Малоярославец, битва под Лейпцигом… На стенах — планы уральских заводов, где изготовляли для армии боеприпасы, а потом по реке Чусовой и дальше переправляли к местам сражений.

В экспозиции «Богатыри, не вы…» — коллекции и рассказ о деятельности наших современников 2012 года, увлечённых историей. Таких, как участники военно-исторического клуба «Горный щит». А в музейной «детской» — воспоминания о детстве ПУШКИНА, его друзей-лицеистов, Льва ТОЛСТОГО, где отчётливо звучит эхо войны. В день открытия здесь мальчишки увлечённо играли в солдатики. Тем временем «старший брат», боевой офицер (студент театрального института Денис ПОПОВ) читал вслух «младшим» (Илья КЛОПОВ и Федя КОЛМОГОРОВ) лермонтовское «Бородино».

На первую экскурсию нас пригласила девушка в бальном платье тех далёких времён. Не графиня Наташа РОСТОВА, а Марина КРЯЖЕВСКИХ — старший научный сотрудник музея. Платье нашего экскурсовода, как выяснилось, тоже с историей. В нём солистка Театра оперы и балета Лидия ГРОМЫКО пела партию Татьяны Лариной в «Евгении Онегине». Татьяна, кстати, стала женой генерала, героя 1812 года.

erid: erid: