Фильменное разорение? » новости Екатеринбурга и УрФО

Фильменное разорение?

13-04-2012, 08:00
Фильменное разорение?
Фото:

Кинотеатрам Свердловской области грозит разорение, если идея Минкульта РФ ввести квоту на прокат фильмов российского производства станет явью. Такое опасение высказали во вторник на пресс-конференции в ИА «ИТАР-ТАСС Урал» руководители екатеринбургских кинотеатров и сети премьер-залов.

Кто бы чего ни хотел, но подавляющее большинство российских зрителей охотно покупают билеты на очередные «Ледниковые периоды» и «Пиратов Карибского моря», а насладиться отечественными блокбастерами или фильмами в жанре «философский арт-хаус» не спешат. Вот и получается, что 70% фильмов, которые идут в наших кинотеатрах — американские, 15% — европейского и азиатского производства, и лишь оставшиеся 15% приходятся на долю российского кинематографа. Непатриотично, зато прибыльно — такова логика прокатчиков.

Возмущённое же этой логикой федеральное Министерство культуры решило обязать кинотеатры увеличить квоту российских фильмов в прокате до 24% — естественно, за счёт сокращения доли заокеанской кинопродукции. При этом, как прозвучало на пресс-конференции, в прошлом году отечественный кинопром выпустил на экраны 200 картин, из которых только 15 имели относительно неплохую кассу. В связи с этим, по мнению директора кинотеатра «Салют» Сергея ФЕДЯКОВА, для повышения престижа и кассовости российского кино нужно не увеличивать поборы с киносети и не устанавливать жёсткие протекционистские квоты, а добиваться признания наших фильмов на мировом рынке. Тогда, мол, и зритель поддержит картину рублём, как это было в случае с получившими награды международных фестивалей «Фаустом» Александра СОКУРОВА и «Еленой» Андрея ЗВЯГИНЦЕВА. Иначе, сколько бы наших фильмов в прокатную сетку ни поставь, залы будут оставаться полупустыми, и предложенная Минкультом квота разорит как минимум десятую часть кинотеатров Свердловской области. Залы Екатеринбурга найдут способ, как восполнить убытки, уверен директор сети кинотеатров «Премьер-зал» Владимир ПЕТЕЛИН, но небольшие города Среднего Урала рискуют вообще остаться без собственных киноточек.

Впрочем, протекционистская квота — далеко не единственная угроза финансовому благополучию областного кинорынка, сообщил юрист Евгений ДИДКОВ. Так, не к ночи будь помянуто, Российское авторское общество (РАО) уже не первый год судится с кинотеатрами области, пытаясь заставить их платить 3-процентную ренту с каждого проданного билета — в пользу, конечно же, авторов прокатываемых фильмов. При этом большинство картин, вокруг которых разворачивается спор, — американские, а в Соединённых Штатах в этом смысле совершенно другие порядки, нежели у нас. Так, голливудские общества защиты авторских прав взимают ренту с кинотеатров не в пользу режиссёра, сценариста и композитора (как у нас), а в пользу продюсера фильма или кинокомпании, выпустившей фильм в прокат. При этом комиссионный сбор у РАО — больше 50 копеек с каждого взысканного рубля, а оплата ренты за прокат иностранных картин идёт не напрямую в карман создателей фильма, а на счета аналогичных организаций, занимающихся защитой авторских прав, расположенных на территории страны — производителя картины. А те, в свою очередь, расплачиваются с непосредственными авторами. Система, как видим, громоздкая и не застрахованная от того, что сегодня называют изысканным словом «коррупционная составляющая».

При этом, строго следя за отчислениями кинотеатров в пользу режиссёров и композиторов, отечественные борцы за авторские права не особо рьяно реагируют на пиратскую политику многих интернет-торрентов, которые умудряются выкладывать нелицензионные копии фильмов буквально день в день с их мировыми премьерами. А ведь эти пираты наносят и прокатчикам, и производителям картин куда больший ущерб, чем «непатриотичные» кинотеатры с их 70% голливудской продукции, уверены руководители екатеринбургских киноточек. Из создавшей ситуации они пока что видят только один разумный выход: объединяться в саморегулирующие организации, которые и будут определять прокатную политику кинотеатров и следить за тем, как прокатчики соблюдают закон об авторских правах. Федеральному Минкульту и РАО наши прокатчики, судя по их общему настрою, в этом вопросе уже не доверяют.

erid: erid: