Страна, как жизнь, разнообразна » новости Екатеринбурга и УрФО

Страна, как жизнь, разнообразна

5-05-2012, 08:00
Страна, как жизнь, разнообразна
Фото:

 «Винзавод» прислал нам фото. Причём эта «посылка» уже вторая. Первая экспозиция московского Центра современного искусства «Винзавод» открылась в Екатеринбурге 24 июня 2011 года. Тогда наш Музей изобразительных искусств впервые принимал выставку «Лучшие фотографии России» — Best of Russia-2010. Новая выставка-2011 открылась 27 апреля, а завершится она день в день в годовщину открытия первой. 19—20 мая залы экспозиции станут центром событий приближающейся «Ночи музеев» в историческом здании Музея изобразительных искусств (ул. Вайнера,11).

Выставку в Екатеринбурге, начавшую региональные гастроли Best of Russia-2011 после февральского вернисажа в столице, вновь представила её руководитель Лина КРАСНЯНСКАЯ (Москва). Она напомнила, что цель проекта — запечатлеть год из жизни России в 365 самых ярких и неординарных снимках, сделанных россиянами. Цель же диктует одно обязательное условие: фотографии должны быть сняты в родном отечестве в течение одного года. Фотографий на конкурс присылают в сотни раз больше, но экспонируются лучшие. Снимки-победители новой экспозиции действительно показывают 2011 год как короткую, насыщенную жизнь с её проблемами, страстями, странностями, радостями, уродством и красотой.

Всероссийский ежегодный открытый проект «Лучшие фотографии России» — Best of Russia впервые организован в 2008 году Центром современного искусства «Винзавод» (Москва) при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В масштабном фотопроекте, охватывающем все регионы страны, принимают участие и профессионалы, и фотолюбители. На фотовыставке-2011, представленной сейчас екатеринбургским Музеем изобразительных искусств, темы и сюжеты столь же разнообразны, как сама жизнь, и разновелики, как и уровень мастерства авторов.

Принципиально для проекта и очевидно для зрителя то, что все снимки созданы россиянами, гражданами РФ. Страна предстаёт в их работах не туристическим объектом, а нашей страной. Все здесь — местные. Нетуристический взгляд видит российскую жизнь во всём многообразии. «Розовые очки» оставим очарованному хрестоматийными достопримечательностями (туристам другого и не показывают) праздному гостю. Но даже «открыточная» Красная площадь предстаёт на выставке в каком-то непривычно молодом облике, оживлённом бесшабашными и порой непочтительными к «авторитетным» местам и персонам юными россиянами.

«Чёрно-белые» и «цветные» образы России на выставке не спорят друг с другом, а составляют общую жизненную картину. Выбор автора — «в цвете» или «не в цвете» — здесь определяется не позитивом или негативом события, а художественной задачей. Так, задержание омоновцем на улице «девушки с трудной судьбой» — намеренно цветное: боевая раскраска и рыжая шевелюра яркой особы контрастируют с драматичностью момента, «чёрной» минутой её жизни. А малыш на плече у мамы, которая рассматривает фотоснимок мамы-обезьяны с обезьянкой-детёнышем, — чёрно-белое произведение. Но эта эволюционная аналогия настолько забавна, светла, трогательна, что цвет здесь был бы «третьим лишним».

Природа в пейзажах и персонажах (от насекомых до наземных гигантов) очеловечена выбором и взглядом фотографа. Умилительна (реже) и удивительна (гораздо чаще) словно любимое дитя. И на эти безлюдные снимки хочется смотреть и смотреть, как и на детские портреты, детские сюжеты, которых на выставке, пожалуй, не больше, чем студийных «гламурных» снимков, но и те, и другие — из нашей с вами жизни. Такая вот разная, разнородная красота.

Одиннадцатилетний Максим СИРИН, по собственному признанию, занимается фотографией три дня. Третий день своих фотоопытов он провёл на вернисаже «Лучшие фотографии России»-2011 в Музее изобразительных искусств. Каждый находит здесь снимки по вкусу и интересам, по возрасту, наконец. Начинающему фотолюбителю понравились козочки на автобусной остановке, чем-то расстроенная на полицейской службе милейшая овчарка, Дед Мороз с мешком на костромской дороге…

Много снимков, где преобладает не мастерство, а наблюдательность и чувство неповторимости ситуации. Интуиция человека с фотокамерой, «поймавшего» курьёзный или серьёзный момент в жизни страны. Пусть на деревенском подворье, пусть на оживлённом проспекте, пусть в чьей-то квартире — из таких частных моментов складывается жизнь. Столичное жюри конкурса, отобравшее для экспозиции лучшие снимки 2011 года, работало с «анонимами». Так и публике фамилии авторов во время знакомства не слишком важны. Они становятся важными и нужными, когда зритель возвращается к «зацепившим» фотографиям. И запоминает имя автора — для будущих встреч. Может быть, на выставке «Лучшие фотографии России»-2012. Здесь столько молодых авторов (возраст указан), что встречи будут обязательно.

erid: erid: