Почётные граждане кулис » новости Екатеринбурга и УрФО

Почётные граждане кулис

20-06-2012, 08:00
Почётные граждане кулис
Фото:

Пушкинское определение Онегину — «почётный гражданин кулис» — немногие екатеринбургские зрители могут примерить к себе. Разве что некоторые театралы-ветераны, которые приходят на премьеры с цветами, пристально следят за творческой жизнью любимых актёров и актрис, и путь за кулисы для них время от времени приоткрывается. Но вот теперь мы все сможем принять это «почётное гражданство» и пребывать в нём, по крайней мере, до ноября 2012 года. Почти 5 месяцев будет продолжаться новая выставка «Театральное закулисье», открывшаяся в Музее истории Екатеринбурга (ул. Карла Либкнехта, 26), где зрителей знакомят с тем, что они не увидят ни на какой сцене. Таинство рождения спектакля, труд тех, кто не играет ролей, но чья роль важна ничуть не меньше роли главного героя.

Собственно и эту выставку создавали настоящие почётные граждане кулис. Заведующая научно-экспозиционным отделом музея и куратор выставки Нинель БРИТВИНА представила на вернисаже двоих из этих славных граждан — заведующую литературной частью Театра юного зрителя Наталью КИСЕЛЁВУ и главного художника ТЮЗа, заслуженного художника РФ Анатолия ШУБИНА. Наташа стала активным вдохновителем, собирателем идей и людей — тюзовцев, коллег из других театров — для выставки, а театральный художник Шубин перевоплотился в музейного художника-экспозиционера…

Открывает экспозицию тюзовский спектакль по пьесе Жан-Люка ЛАГАРСА «Мы, герои». Он как раз про театральное закулисье. Постановку Франсуа РАНСИЙАКА зрители видели на сцене, а выставка «Театральное закулисье» в Музее истории Екатеринбурга показывает фотографии репетиционного процесса. Рядом с «героями» — мир восточных сказок «1000 и одной ночи». Кафтаны, шальвары, покрывала, чалмы украшены драгоценностями. Вблизи видно, что это «стекляшки». Но ведь из зала на спектакле «Волшебная лампа Аладдина» они казались рубинами и изумрудами! Яркая красота роскошных фруктов на роскошном блюде не соответствует вкусовым качествам. И виноград, и персики, и гранаты не брызнут соком — бутафорские. Но так и должно быть в спектакле. Это театр.

На стенах эскизы художников к спектаклям, которые радовали зрителей в середине и конце ХХ века. На стенах афиши 40-х военных годов — раритеты из Государственного архива Свердловской области. У стены — гримёрный столик и зеркало. Здесь готовились к выходу на сцену, может быть, «Раневская», а может быть, «Карлсон». Вот и рыжий весёлый парик, в котором народная артистка России Любовь ВОРОЖЦОВА играла в спектакле ТЮЗа «Миллион за Карлсона».

Здесь всё — театр. Даже стены, разделяющие экспозиционные блоки, — фрагменты театральных декораций. Одежду разных персонажей спектаклей прошлых лет экспонирует Театр музыкальной комедии — как в костюмерной перед началом представления. В витринах разместились театральные костюмы, созданные народным артистом России Виктором СЫТНИКОМ. Такое вот у блестящего артиста Свердловской оперетты второй половины ХХ века умение и увлечение.

В один из «музкомедийных» камзолов облачился хранитель музея Сергей СКРОБОВ. На вернисаже он выступил в роли театрального капельдинера XIX века — времени, когда в Екатеринбурге начиналась театральная жизнь. А вот «машина дождя», хоть и сделана недавно для спектакля ТЮЗа «Без вины виноватые», но она — копия старинных механизмов, которые воспроизводили за кулисами шум ветра, дождя, непогоды.

В зале Театра кукол мы оказываемся в мире, который создавали его художники и мастера. В их числе — главный художник театра Юлия СЕЛАВРИ и художник, лауреат «Золотой Маски» Андрей ЕФИМОВ. Его неповторимо красивый спектакль «Соловей» вновь открывает свои завораживающие тайны…

«Волшебный мир кулис, актёров и актрис…» Нет, он не только актёрский. Приближение театральных секретов вплотную к глазам зрителя не убивает магии театра. Выставка в МИЕ открывает волшебство работы тружеников театра. Эти профессионалы не выходят на сцену, но всё материальное на сцене создано их усилиями. Это театральные художники, декораторы, бутафоры, гримёры, костюмеры, пастижёры, осветители… Настоящие почётные граждане кулис. Кулис без сцены не бывает. И художник музейной экспозиции, главный художник ТЮЗа Анатолий Шубин воздвиг в музее сцену. В качестве задника (фонового занавеса сцены) — очень театральная картина Питера БРЕЙГЕЛЯ «Нидерландские пословицы». Можно взойти на эти обтянутые алой тканью подмостки и лично ощутить, какая бездна открывается всякий раз актёру, когда он выходит на сцену из-за кулис.

erid: erid: