Мост от города «чуть-чуть южнее рая» » новости Екатеринбурга и УрФО

Мост от города «чуть-чуть южнее рая»

27-06-2012, 08:00
Мост от города «чуть-чуть южнее рая»
Фото:

Так назвала Тбилиси в одном из стихотворений цикла «Сны о Грузии» Белла АХМАДУЛИНА. Мост имеется не только в названии новой выставки «На Сухом мосту» в Доме-музее Д. Н. Мамина-Сибиряка (ул. Пушкина, 27) объединённого Музея писателей Урала. Есть в Тбилиси достопримечательное место, почти как Блошиный рынок в Париже, где можно найти всё что угодно: подлинный антиквариат и безделушку, сотворённую от нечего делать вчера на кухне, одежду «винтаж» и украшения позапрошлого века, и монеты, и сувениры, и много-много картин — и самоучек-любителей, и настоящих мастеров.

Конечно, не все произведения современных художников Грузии, представленные в экспозиции, были приобретены в мае 2012 года именно в этом «выставочном зале» под открытым небом. Среди авторов есть очень именитые, выставляющиеся и в Москве, и в США, и в странах Европы. Но Сухой мост, бывший Михайловский, соединявший когда-то два берега Куры, — знаковое понятие. Теперь этот мост соединил виртуально Куру и Исеть, протянулся от города «чуть-чуть южнее рая» до столицы Урала. На вернисаже 21 июня экспозицию представляла первым зрителям куратор выставки, студентка факультета искусствоведения и культурологии УрФУ Юлия ВЛАСОВА. Именно с её помощью коллекционеры формировали собрание картин для первой за многие годы групповой выставки художников Грузии…

Молодого искусствоведа Юлию Власову поддержал кратким экскурсом в историю грузинского изобразительного искусства доцент кафедры истории искусств УрФУ Владимир ЧЕРЕПОВ — специалист по национальным художественным школам. Заведующая Дома-музея Д. Н. Мамина-Сибиряка Надежда КРЯКУНОВА рассказала, что это не первая художественная выставка в стенах литературного музея: только в этом году принимали две экспозиции екатеринбургского Международного фестиваля Урал-ГРАФО, но живопись из другой страны впервые на музейных стенах.

Да и не только на этих стенах. Это первая коллективная выставка мастеров живописи и графики из Грузии в нашем городе, пожалуй, за три с лишним десятка лет. Мало кто сегодня помнит, что в конце 70-х—начале 80-х годов Свердловск был побратимом Тбилиси, и тогда культурный обмен шёл очень активно. Недавно свою выставку представлял в Екатеринбурге Зураб ЦЕРЕТЕЛИ, однако он — президент Академии художеств РФ, живёт и работает в Москве. А вот чтобы, как сейчас, художники непосредственно из Тбилиси выставились в муниципальном музее несколькими десятками свежих работ, такого ещё не было.

В открытии выставки приняли участие председатель Свердловской региональной общественной организации «Общество грузинской культуры «Руставели» Николай КОБАИДЗЕ и коллекционеры — юристы Георгий АБШИЛАВА и Максим КОЛЕСНИКОВ. А член Союза художников РФ, профессор Уральской архитектурно-художественной академии Алексей ЛОПАТО вспомнил о том, как в своё время одним из самых любимых его живописцев был именно грузинский художник — Гиви НАРМАНИЯ, и поделился радостью от новой встречи с искусством, которое сегодня мы так скудно знаем.

Работы выставки «На Сухом мосту» созданы профессионалами — членами Союза художников Грузии, членами Международной федерации художников ЮНЕСКО. Почти все они — выпускники Тбилисской Академии художеств. Многие, как автор «Грузинской Венеры» Джулиетта ПАНДЖИКИДЗЕ (Джуди), известны в Европе. Картины Джуди есть в собрании Ангелы МЕРКЕЛЬ и Николя САРКОЗИ. Но не титулами и не обширной выставочной «географией» участников обрадовала и согрела выставка художников из города, который, по определению поэта, «чуть-чуть южнее рая». Здесь воссоздана атмосфера артистичного, ироничного, неунывающего мира. Здесь краски ярки и жарки, как южные фрукты на солнце, а лица людей дружелюбны и добродушны, словно из фильма Георгия ДАНЕЛИЯ «Не горюй!»

И снова вспоминаешь строчки из стихов Беллы Ахмадулиной: «О, зритель, ты бывал в Тбилиси? Там в пору наших холодов цветут растения в теплице проспектов, улиц и садов…» Взбирающимися в гору кривыми улицами старого города мы проходим вместе с Ником ДЖАПАРИДЗЕ («Улочки Тифлиса»). Любуемся «Милым домом», как любовался им и создал его «портрет» Темур КАДЕИШВИЛИ. Этот дом — и особенный, и обычный. Таких в Тбилиси много. Кажется, неказистый, небольшой, а зайдёшь во двор — на галерее десяток дверей. А зайдёшь в дверь — анфилада комнат, по которой мальчишка катается на трёхколёсном велосипеде…

Здесь есть разные направления живописи. Есть даже расписанные грузинской вязью и городскими пейзажами старые виниловые пластинки — «добыча» с вернисажей Сухого моста. А в необычном для Грузии заснеженном пейзаже «Зима в Абанотубани» Бадри РАМИНАШВИЛИ изящно стилизует работы мастеров раннего Возрождения. Привет от Нико ПИРОСМАНАШВИЛИ получаем через картину Эмзара ХАБУЛИАНИ. Пусть его рыбак — не простак в красной рубахе, как у Пиросмани, и рыба какой-то иной породы, но счастье этого ловца сравнимо с размерами золотой рыбины. На другой картине Эмзара — вполне экзотическое животное, но… Мне кажется, этот печальный симпатяга с совершенно человеческими умными глазами и с трогательным цветочком в хоботе — несомненный тбилисец, хотя Грузия, конечно, не родина слонов. Если даже слон прошёл к нам по виртуальному мосту от Куры до Исети, можно не сомневаться в прочности моста.

erid: erid: