Присмотреться, прислушаться… » новости Екатеринбурга и УрФО

Присмотреться, прислушаться…

28-07-2012, 08:00
Присмотреться, прислушаться…
Фото:

Борис КОЗИН, попавшийся на глаза нашему фотокорреспонденту, иногда заходит в Дом художника (ул. Куйбышева, 97) — здесь бывают очень интересные выставки. Вот и сейчас экспонируется дуэт — работы сразу двух мастеров: стипендиата министерства культуры Свердловской области Татьяны КУЛЕШОВОЙ и члена Союза художников Альфии РАХИМОВОЙ. И, конечно, картины разные, непохожие. Но всё же их объединяет нечто общее — любовь к своему краю, может быть. Или умение увидеть красоту в обыденном. Или способность к философским обобщениям, к поэтической образности.

Полотен немного, на обеих — около полусотни. До конца июля зрителям они доступны. А само название выставки — «Смотреть и слушать эту землю…» — настраивает на внимательный просмотр. Крытый деревенский дворик, щелястый забор, сваленная в кучу старая домашняя утварь…

Карандашный рисунок Татьяны КУЛЕШОВОЙ с удивительно говорящим названием — «Федорино хозяйство». Впрочем, в других работах художницы никаких ассоциаций с неопрятной старухой из детской сказки уже не возникает, а сельские пейзажи — бревенчатая избушка, прячущаяся в зарослях заснеженных деревьев («Комарово»); замок на двери в амбар, держащийся на одном «ухе» и самом честном слове («Дверь в старый амбар»); растоптанные, не первой свежести сапоги, почему-то без лишних слов рассказывающие о своём владельце неисчислимые подробности («Хозяин дома»); да и внутреннее убранство жилища, беспроводным путём передающее информацию о том, что на улице холодно и снежно («Погода испортилась»), — тоже оттуда, из пасторали. Правда, пасторали суровой, жёсткой, северной.

Нет, у той же Кулешовой есть и другие работы — нежные, размытые, в полутонах акварельки. Слегка малиновый «Весенний день», например. Или словно бы маревом подёрнутый «Тихий вечер», конечно же, жарко-летний, в зное растворившийся. Да просто цветок белого шиповника — уральского флёрдоранжа, — одиноко застывший в рюмке белого стекла («Белый шиповник»); какие-то газонные лютики, небрежно засунутые в банку («Жёлтые цветы»); просто буйные, но от пекла одуревшие «Подсолнухи»…

«Смотреть и слушать эту землю» — известной строчкой из стихов Юрия КАЗАРИНА назвали свою выставку в Доме художников Татьяна Кулешова и её коллега Альфия РАХИМОВА. Смотреть и слушать каждую травиночку, каждый листик, каждый камушек под ногой. И тогда, может быть, откроется мир иной, прелестный, тонкий, выписанный каждым звуком, каждой струночкой… Мир, мимо которого мы скачем семимильными шагами, не оглядываясь. Не столбенея в восторге.

И не философствуя. Вот «Ветер перемен» у Альфии Рахимовой… Как положено, он смахнёт, закружит в вихре, запуржит. А что потом? А потом всё успокоится, умиротворится в каком-нибудь провинциальном Шадринске, на малой родине художницы, споткнётся там о века пережившие (и не такие виды, значит, видавшие) домики (тоже домики!) Не сломает, однако, деревья, которые будут гнуться и выпрямляться, кривиться, но тянуться к небу, и только срубленные, в столбы превращённые, не сдаваясь, всё же сдадутся. Но как бы то ни было, рано или поздно отсутствующее вроде бы движение, в летнем ли мареве, в театральных ли декорациях зимы, обернётся в конце концов «Весной в Шадринске» — предгрозовой, пляшущей, широко разлившейся неудержимой весной.

Будто стихотворные строчки продекламировала Татьяна Кулешова. Единым романом, с зачином, кульминацией и развязкой, прозвучала Альфия Рахимова. И каждая в этом дуэте исполнила свою, чистую, звонкую партию. Каждая внесла свою лепту, штришок, линию, цветовое пятнышко в то, чтобы мы засмотрелись, заслушались.

erid: erid: