Мексиканский сериал с графикой в главной роли » новости Екатеринбурга и УрФО

Мексиканский сериал с графикой в главной роли

14-08-2012, 08:00
Мексиканский сериал с графикой в главной роли
Фото:

В Музее изобразительных искусств (ул. Вайнера, 11) в пятницу, 10 августа, открылась выставка «Графика Мексики». Здесь представлены произведения мексиканских художников, созданные в период с конца XIX столетия до второй половины ХХ века. 108 работ, в которых, как в историческом сериале, отразилась жизнь народа Мексики. Жили как на вулкане — и в переносном смысле, и в прямом. Войны, народные восстания, борьба за независимость сопровождали потомков ацтеков со времён испанских конкистадоров.

Правитель КУАУТЕМОК, племянник и зять МОНТЕСУМЫ II, стал на века символом этой борьбы. Завоеватель Мексики Эрнан КОРТЕС подверг его жестокой пытке горящими углями — хотел узнать, где спрятано золото Монтесумы. Когда один из соратников, не выдержав боли, готов был просить о пощаде, Куаутемок сказал ему с усмешкой: «А я, что, по-твоему, на розах возлежу?» Кортес простил на этот раз непокорённого, но через год (в 1525 году) обвинил его в заговоре и повесил. На этой гравюре, представленной в экспозиции, мужественный «отец нации» изображён среди «пыточного» пламени с той самой верёвкой. В его руках она превратилась в боевую пращу. Автор гравюры 1948 года Леопольдо МЕНДЕС — «отец» художественного объединения «Мастерская народной графики». Для собратьев по искусству он, в свою очередь, с 1937 года и до смерти был учителем, символом и легендой.

Работы мексиканских графиков прибыли в Екатеринбург не из Мехико, а из нашей столицы. Коллекцию привёз к нам, в ЕГМИИ, директор Московского музея народной графики Виктор ПЕНЗИН. Одинаковые названия мексиканского художественного объединения и столичного российского музея — не случайное совпадение. Наш московский гость считает, что русский лубок и мексиканское воплощение в графике традиционного «карнавала смерти» перекликаются лихостью, бесстрашием, сочным юмором. Уж кто-кто, а Виктор Пензин — воссоздатель старинных лубков и автор направления современного лубка — знает в этом толк. Десять лет он потратил на восстановление «Библии для бедных» XVII века белорусского мастера Василия КОРЕНЯ, реконструировал атлас «Русские народные картинки». Был удостоен аудиенции у папы Римского Иоанна Павла II и его именной медали. «Народное» в обоих «мастерских» не только связано с фольклорной стилистикой, но прежде всего с разнообразными темами народной жизни.

Перед началом вернисажа известный график, монументалист, музейщик Виктор Пензин рассказал «ВЕ», как графика Мексики очутилась в его музее. Первая «серия» мексиканского «сериала» с участием российского художника началась 32 года назад. Тогда, в 1980 году, персональная выставка работ Пензина путешествовала по странам Латинской Америки: Колумбия, Эквадор, Перу, Мексика. Экспозиция имела успех, а Пензин, в свою очередь, стремился побывать у художников, продолжающих традиции объединения «Мастерская народной графики». Программа была очень насыщенной, только в последний вечер перед отлётом в Москву выдались свободные часы, и наш художник решил обязательно попасть в заветное место.

— Мне говорили, что, мол, уже поздно, там никого нет, что пойдём лучше в ресторан… — рассказывал нам Виктор Петрович. — Но я заупрямился: через океан, на другой континент прилетел и не увижу искусство мексиканских графиков вживую?! Приехали мы на окраину города, строение какое-то, напоминающее большой каменный сарай, и, действительно, замок висит на дверях. Уговорил друзей подождать немного, вдруг кто-нибудь подойдёт, захочет поработать ночью, ведь художники не по расписанию трудятся. Ну, ещё пять минут… И ровно через эти минуты пришёл-таки художник. Двери открылись, а в центре мастерской я увидел Леопольдо Мендеса — бронзового. Отлитую в бронзе посмертную маску художника. У мексиканских графиков есть примета: нужно непременно прикоснуться, погладить лоб Мендеса…

— Вы прикоснулись?

— Конечно. И Мендес принёс удачу.

Последовала вторая «серия». Ученик, продолжатель дела Леопольдо Мендеса, президент «Мастерской народной графики» и, как и учитель, — лауреат Международной премии мира Альберто БЕЛЬТРАН передал русскому художнику эту огромную коллекцию графических листов. Выставка «Графика Мексики» вошла в собрание Московского государственного музея народной графики, который возглавляет его основатель Виктор Пензин. Выставка в нашем музее — третья «серия» и, наверное, не последняя. Многолюдный екатеринбургский вернисаж убедил московского гостя, что страстное и яркое искусство графиков Мексики нам интересно не менее, чем творчество всемирно известных монументалистов Диего РИВЕРЫ или Давида СИКЕЙРОСА. Камерный размер графических листов не помеха монументальности замысла и темпераментности воплощения.

erid: erid: