Листопад стихов с Чуда-дерева » новости Екатеринбурга и УрФО

Листопад стихов с Чуда-дерева

7-09-2012, 08:00
Листопад стихов с Чуда-дерева
Фото:

Разноцветные листочки щедро украсили новую осеннюю выставку в Музее кукол и детской книги «Страна чудес» (Пролетарская, 16). Они не похожи на резные кленовые листья. Они не такие, как у липы, — округлым сердечком. Листья в форме башмаков и сапожек разместились на ветках самого настоящего Чуда-дерева, а под ним герои стихов и сказок, которые мы знаем с детства. Мы были знакомы с ними уже тогда, когда ещё не умели читать.

«Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит…» Как написано, так и сидит в витрине этого музея в Литературном квартале. Идут к нему звери лечиться. Да ещё и разговаривают друг с другом по тому самому телефону: «У меня зазвонил телефон. — Кто говорит? — Слон…» А рядом пупс в трусах — «неумытый поросёнок», который «чернее трубочиста». Кто их не помнит, кто не читал? Это персонажи Корнея ЧУКОВСКОГО. 31 марта 2012 года знаменитому писателю, автору любимых многими поколениями малышей стихов исполнилось 130 лет со дня рождения. И Чудо-дерево придумано, конечно, им. Но листочки-башмачки с дерева полетели-полетели и плавно опустились в другом музейном зале, в двух других витринах. Одна, понятно, «чуковская», а другая… Она посвящена другому поэту, признанному другу детства — Самуилу МАРШАКУ, чей юбилей ещё впереди. 3 ноября исполнится 125 автору «Почты» и «Человека Рассеянного»…

Чуковский старше Маршака. Это его «Чудо-дерево» развеяло семена детских стихов в творчестве других поэтов. Это его «листочки» не в гербарий попали, а пробудили стремление собратьев по перу писать стихи для детей. Чуковский и Маршак — очень разные поэты. Если у Маршака можно найти, к примеру, героического персонажа со знаком ГТО на груди, то у Чуковского и не ищите. Чуковский — не советский, даже в деталях. Сегодня трудно представить, как вообще вышел в свет «Тараканище» в 1921 году и переиздавался позже, когда, собственно, всё и случилось, как в жуткой сказочке: «Вдруг из подворотни — страшный великан, рыжий и усатый…» Или этот финал избавления от тирана героем Воробьём: «Ослы ему славу по нотам поют, козлы бородами дорогу метут…» Так и слышится стальной голос: «Гражданин Чуковский, это кто же у нас рыжий и усатый, кто ослы и козлы?..» Но обошлось. А в долгую эпоху дефицита редкая мама, читая малышу «Чудо-дерево», не замолкала на полуслове и не уносилась мечтой к волшебному растению, плодоносящему финскими сапогами и чудесными австрийскими «шпильками». Не говоря уж о дореволюционном «Крокодиле» (1916), где храбрый мальчик — «доблестный Ваня Васильчиков» — носит княжескую фамилию.

Все эти «побочные эффекты» детской поэзии — для взрослых размышлений. А Маршак и Чуковский оба — детские, оба тесно связаны с Ленинградом, оба учились в Англии. Главные витрины выставки в Музее кукол и детской книги — литературные, ведь «Страна чудес» входит в комплекс объединённого Музея писателей Урала. Формируя экспозицию, заведующая музеем Ирина МАЙБУРОВА подобрала в именные юбилейные витрины книги Самуила Яковлевича Маршака и Корнея Ивановича Чуковского разных лет изданий с иллюстрациями лучших книжных художников тех времён. Вот английские песенки в переводе Маршака с картинками Владимира КОНАШЕВИЧА, его «Сказка о глупом мышонке» с рисунками Владимира ЛЕБЕДЕВА… В витрине Чуковского — на книжных «листиках» рисунки Евгения ЧАРУШИНА, Владимира СУТЕЕВА. Есть даже репринтное издание «Крокодила» — «Стишки Чуковского. Картинки РЕ-МИ». Рядом с портретом автора выразительная ветка-загогулина, похожая на длинноносый профиль и долговязую фигуру Корнея Ивановича. Наверняка тоже на каком-нибудь чудо-дереве выросла.

Стоит только начать: «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?», и дети подхватывают: «Это он, это он — ленинградский почтальон». Или: «Мой весёлый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?». Та же завидная участь ждёт строчки «Ехали медведи на велосипеде…», «Добрый доктор Айболит…»… В этом убедилась Лидия ТАБАТЧИКОВА, научный сотрудник музея, рассказывая маленьким экскурсантам о двух поэтах. Посмотрев на Чудо-дерево в витрине, ребята вспоминали стихи, отгадывали загадки под ещё одним Чудо-деревом. Этот почти столетний тополь уже играл роль дуба зелёного у Лукоморья, теперь вот легко перевоплотился в Чудо-дерево. Ребята смотрели на него с уважением, гладили кору: а вдруг, действительно, Чудо?..

Корней Чуковский и Самуил Маршак — создатели новой отечественной литературы для детей — оставили и другие значительные свершения в творчестве. Корней Иванович — блестящий исследователь творчества Николая НЕКРАСОВА и Антона ЧЕХОВА, автор книги о детском речетворчестве «От двух до пяти». Самуил Яковлевич — переводчик сонетов Уильяма ШЕКСПИРА и тонкий лирик. Но до этого нынешие экскурсанты ещё дорастут, прочитают, полюбят. А пока пусть идёт листопад с самыми детскими стихами.

erid: erid: