Театральный полёт «белого лебедя» » новости Екатеринбурга и УрФО

Театральный полёт «белого лебедя»

2-10-2012, 08:00
Театральный полёт «белого лебедя»
Фото:

Музейные выставки, которые представляют большие исторические периоды, — обычное дело. Но вот экспозиция, рассказывающая о целом веке одного-единственного городского здания и его «жильцах» — своего рода раритет. Как и сам этот дом на проспекте Ленина, 46, — академический Театр оперы и балета. Когда его возвели, равных ему по красоте не было. Дом словно материализовался из октябрьского воздуха 1912 года. Как будто прекрасная большая птица приземлилась в городе, а екатеринбуржцы назвали свой театр «белым лебедем». «Лебедь» стал полноправным горожанином и, не покидая Екатеринбурга, отправился в новый полёт — оперный, балетный. Он «летит» уже 101-й сезон. 29 сентября в выставочных залах Краеведческого музея (ул. Малышева, 46) состоялся торжественный вернисаж «100 сезонов чудес».

Среди гостей вернисажа — ветераны театра. Народный артист России, блистательный оперный певец, а ныне профессор Уральской консерватории Николай ГОЛЫШЕВ всю жизнь связан с этим театром. Как и его жена Нина МЕНОВЩИКОВА — единственная балерина нашего театра, удостоенная звания «Народная артистка СССР». В июне 1956 года студент Голышев впервые спел на этой сцене Онегина, а в июне 1997 года выступил в партии Жермона в «Травиате», отмечая 40-летие творческой деятельности. Николай Николаевич имеет самое непосредственное отношение к взлёту «белого лебедя» под названием «Золотой век Свердловской оперы». Теперь здесь поют его ученики…

Театр поздравляли с вековым юбилеем прямо на вернисаже: заместитель начальника управления культуры администрации Екатеринбурга Михаил ЗАНИН; председатель Свердловского регионального отделения Союза театральных деятелей, генеральный директор академического Театра музыкальной комедии Михаил САФРОНОВ; Почётный гражданин Екатеринбурга, народный артист России, худрук и директор Екатеринбургского цирка Анатолий МАРЧЕВСКИЙ… В день открытия выставки состоялся первый концерт, который не останется единственным. Генеральный директор Краеведческого музея Наталья ВЕТРОВА сообщила, что музыка будет звучать здесь по средам и пятницам, пока работает выставка.

Название экспозиции (среди музейных сотрудников даже конкурс проводился) придумала главный художник музея Валентина ПТАШНИК: «100 сезонов чудес». 10 выставочных блоков, 10 историй десяти десятилетий театра — так представила выставку её куратор, научный сотрудник музея Татьяна МОСУНОВА. В создании экспозиции помогали и сам 100-летний юбиляр — Театр оперы и балета, и объединённый Музей писателей Урала, и академический Театр драмы, редкие документы и фото предоставил Государственный архив Свердловской области. Заведующая отделом публикации и использования архивных документов ГАСО Ольга БУХАРКИНА показала нам в витрине протокольную запись заседания городских властей, где решили вопрос о постройке театра. А ведь были сомнения — баню строить или новый городской театр?.. Здесь же проект будущего здания архитектора Владимира СЕМЁНОВА, инструменты проектировщика, фото строительства, снимок архитектора Константина БАБЫКИНА, воплощавшего проект в жизнь. И фото самого первого занавеса цвета старого золота. Театральный полёт «белого лебедя», как сразу назвали несравненное здание горожане, начался 12 октября 1912 года: золотой занавес поднялся на первом спектакле — опере Михаила ГЛИНКИ «Жизнь за царя».

Каждая театральная вещь, каждая фотография — со своей уникальной историей. Вот первая оперная труппа во главе с первым дирижёром Сильвио БАРБИНИ. А вот это скромное «изделие № 14» — венский стул — стоит в театре со дня его рождения. Старые инструменты оркестра сейчас «на пенсии», но занимают почётное месте в экспозиции рядом с пюпитрами, где лежат ноты «Снегурочки». На балетном станке у зеркала развешены и отдыхают заслуженные пуанты. Лёгкие «бабочки» — разноцветные балетные пачки — усыпаны сухими лепестками роз на память о триумфальных спектаклях. Вот крылатка Сергея ЛЕМЕШЕВА, в которой он пел Ленского на этой сцене в 1926 году. Фотографии Ивана КОЗЛОВСКОГО, Ирины АРХИПОВОЙ и других корифеев оперной сцены, чей творческий путь проходил через наш театр.

Макеты, костюмы, бутафорские чудеса и роскошные парики… Все профессии представлены на этой выставке — музыканты, певцы, балетные артисты, художники, работники театральных цехов. Под хрупким витринным стеклом «увековечены» тяжёлый молоток и документы монтировщика сцены. Люди этой профессии делают спектакль вручную, монтируя пышные и строгие, реалистические и фантастические декорации, в которых поют и танцуют артисты. Так было и век назад, так и сегодня. А начинается выставка подлинной вешалкой из гардероба. Ведь по старинному канону театр начинается с вешалки. Наш «белый лебедь» верен этому правилу 100 лет.

erid: erid: