Антиподы победили маргиналов » новости Екатеринбурга и УрФО

Антиподы победили маргиналов

9-10-2012, 08:00
Антиподы победили маргиналов
Фото:

В пятницу, 5 октября, в кинотеатре «Салют» (ул. Толмачёва, 12) все 6 призов XXIII Открытого фестиваля документального кино «Россия» обрели официальных обладателей. Правда не все победители были в тот момент на церемонии. Документалисты профессионально непоседливы. Кто-то уехал на очередной фестиваль, кому-то нужно срочно монтировать новый фильм, а большинство — на съёмках. Главный приз по фестивальной традиции вручали последним. Председатель жюри Сергей ПУСКЕПАЛИС предварил вручение откровением: «Итоговое заседание жюри прошло на удивление мирно и бесконфликтно. Но если номинантов на другие награды мы долго обсуждали, выбирая достойнейшего, то вопрос о Главном призе решился мгновенно». И объявил название фильма, как здравицу, провозгласил: «Да здравствуют антиподы!» Виктор КОСАКОВСКИЙ уже находился в это время в Иркутске, но его конкурсный фильм был показан на церемонии открытия 1 октября, и режиссёр тогда представил его лично («ВЕ», 3 октября). Решение жюри зал одобрил аплодисментами.

На сцене и на финальной пресс-конференции жюри отметило, что среди персонажей нынешней кинопрограммы практически нет маргиналов. Документалисты сегодня выбрали в герои порядочных людей, чьи работа, быт, радости, проблемы находятся в сфере нормальной жизни — не на обочине…

Люди, живущие в противоположных точках Земли, в фильме Виктора Косаковского — антиподы географические, что называется, по месту жительства. Но где бы они ни жили, сходства в них больше, чем различий. Это — общечеловеческое. Герои фильмов «России»-2012 — антиподы маргиналов по личностным качествам. Антиподы бомжей, бывших и настоящих уголовников и тех праздных бессмысленных существ, которые в прошлые годы стаями заполняли документальный экран. Теперь оказалось, что знакомиться в картинах с нормальными людьми куда интереснее, чем погружаться в экзотику маргинальных будней. И выяснилось, что эти фильмы способны представить тематический, стилевой и жанровый спектр сегодняшней кинодокументалистики в отличие от однообразных лент, снятых «на обочине».

Фестиваль был работой. Интересной, трудной, захватывающей работой для участников конкурсной программы, для организаторов, для членов жюри и для зрителей. Публикой фестиваля в Екатеринбурге неизменно восхищаются российские и зарубежные документалисты. XXIII фестиваль добавил в эту «копилку восхищения» множество комплиментов зрителям. А зрители раньше жюри объявили итоги своей работы. «Зрительский Оскар» фестиваля «Россия» присуждён по итогам голосования и вручён екатеринбуржцу Андрею ТИТОВУ за фильм «Чрезвычайные будни» (кинокомпания «СНЕГА»).

Андрей стал просто бенефициантом этой церемонии. Приз сообщества «Дети фестиваля» (молодые зрители, выросшие на «России») наградил его призом с оценочным названием «Зацепило!» Впервые в нашем фестивале участвовали зрители Нижнего Тагила, и приз этого города тоже достался «Чрезвычайным будням». Фильм отмечен и официальной наградой — специальным дипломом жюри с формулировкой: «За возвращение на экран положительного героя». Кинорежиссёр Титов доказал, что о хороших людях снимать кино сложно, но возможно.

Ещё один екатеринбуржец дважды поднимался на торжественную сцену за наградой. Его лента «Два города — одна любовь» была отмечена призом кинотеатра «Салют». Главный редактор нашего медиа-холдинга Лев КОЩЕЕВ, прежде чем передать автору этого фильма приз газеты «Уральский рабочий», определил критерий — приз не человеку, а фильму. Но в этом случае всё совпало: и легендарный документалист, и его новый фильм с неотразимым обаянием. Приз «За гуманизм киноискусства» вручён Владиславу ТАРИКУ. Кстати, это его документальной кинокомедией «Тот, кто с песней» открывался самый первый екатеринбургский фестиваль в 1988 году.

Список екатеринбургских победителей, как выяснилось, на этом не исчерпывался. Приз «За операторское мастерство» вручён создателям красивого, как хокку, фильма «Кукушкин сад», снятого москвичами-операторами Екатериной ДУБРОВИЦКОЙ, Владимиром КОРЗИНКИНЫМ и Светланой БЫЧЕНКО. Однако Светлана Быченко, помимо того что оператор, ещё и автор сценария и режиссёр «Кукушкиного сада», — свердловчанка. Прежде чем стать кинематографистом, она окончила факультет журналистики Уральского университета. Из этой же уральской университетской плеяды и обладательница специального приза «За гражданскую доблесть», которым отмечен фильм «Широкие объятия» московской студии «Риск». Автор Юлия КИСЕЛЁВА с удовольствием сообщила: «Я тоже из Екатеринбурга!..»

Директор фестиваля «Россия» Георгий НЕГАШЕВ тоже был награждён призом — от кинотеатра «Салют». И в самом финале церемонии он проделал на сцене «Салюта» ежегодное ритуальное действие: слегка поломал символический забор. Получилось число, составленное римскими цифрами, — XXIV. Порядковый номер будущей «России».

Итоги

Награды жюри «России»

Специальные дипломы: за высокопрофессиональный репортаж — Ирина УРАЛЬСКАЯ (Москва), «Доброе утро, Митровица!»; за искренность и любовь к героям — Ирина ЗАЙЦЕВА (Красноярск), «Наказание без преступления»; за возвращение на экран положительного героя — Андрей ТИТОВ (Екатеринбург), «Чрезвычайные будни».

Специальный приз — Юрий ШИЛЛЕР, «Праздник» (Новосибирск).

За дебют — Светлана СИГАЛАЕВА ,«The Road to Hell» (Москва).

За лучший короткометражный фильм — Виктор АСЛЮК, «Деревянный народ» (Минск, Республика Беларусь).

За лучший полнометражный фильм — Елена ЛАСКАРИ, «Валенки» (Москва).

За операторское мастерство — Екатерина ДУБРОВ, Владимир КОРЗИНКИН, Светлана БЫЧЕНКО, «Кукушкин сад» (Москва).

Главный приз — петербуржец Виктор КОСАКОВСКИЙ, «Да здравствуют антиподы!» (Лейпциг, Москва).

erid: erid: