Парижане не скучали, казаки тем более » новости Екатеринбурга и УрФО

Парижане не скучали, казаки тем более

13-11-2012, 08:00
Парижане не скучали, казаки тем более
Фото:

Казаки были в Париже в течение двух месяцев 1814 года. И они запомнили столицу Франции, и от их пребывания парижане получили неизгладимые впечатления, которые остались два века спустя в памяти потомков. На тот же срок — два месяца — «Казаки в Париже» остановились в Екатеринбурге. Выставка с таким названием, посвящённая 200-летию Отечественной войны 1812 года, открылась и работает в Музее изобразительных искусств (пер. Воеводина, 5).

Экспозиция прибыла к нам из Москвы, из собрания Государственного Исторического музея (ГИМ, Красная площадь, 1). На вернисаже её представлял первым зрителям заместитель директора ГИМ по науке Андрей ЯНОВСКИЙ и рассказывал интересные истории о парижской жизни наших казаков. Этот период стал легендарным для жителей французской столицы, оставив, к примеру, след в названии маленьких кафе. Казаки забегали сюда перекусить и выпить, вечно торопясь и подгоняя хозяина. С тех самых пор эти заведения «общепита» в Париже называют «бистро» — так слышалось французам русское слово «быстро».

В таких чекменях — чёрных и ярко-алых — первыми через городские ворота въезжали в Париж казаки. А за лейб-гвардии казачьим полком торжественно двигалась огромная свита во главе с императором Александром I. Это было 19 марта 1814 года…

Парижане с ужасом ждали волосатых, бородатых полузверей-полулюдей — этаких кентавров. А были удивлены и сражены совсем иным: добродушием, дружелюбием тех, кого больше всего боялись — казаков. Случались изумления и другого рода, когда казаки купали коней в Сене. Разумеется, всадники были не в купальных костюмах. Елисейские поля стали местом казачьих бивуаков. Говорят, именно казакам эта достопримечательность Парижа обязана своим нынешним видом. После ухода наших войск из столицы здесь разбили аллеи.

В экспозиции Исторического музея в залах нашего Музея изобразительных искусств все эти повседневные события запечатлены в акварелях немецкого художника, родившегося в Праге, Георга-Эммануэля ОПИЦА (1775—1841). В 1814 году фотография ещё не была изобретена, зарисовки Опица с натуры стали бесценным историческим источником. Оригиналы произведений в такой нежной технике и столь почтенного возраста рискованно вывозить за пределы московского музея. Но их 25 превосходных воспроизведений дают представление и о мастерстве акварелиста, и о быте и нравах тех двух месяцев, которые вместе провели в Париже жители столицы и победители — русские казаки.

Заместитель директора Государственного Исторического музея Андрей Яновский, показывая подлинную амуницию и оружие казаков, подчеркнул особо: «В Русской армии с Наполеоном сражались не только русские. Вместе с донскими, уральскими казаками участвовали в сражениях конные воины других народов Российской империи — татары, башкиры, калмыки… Эта война 1812 года действительно была Отечественной».

Парижане не всегда были довольны манерами казаков, но благодарно оценили их дружелюбие. Тем более что им было с кем сравнивать — австрийцами, пруссаками, которые вошли в Париж вместе с российским императором и другими европейскими монархами. Сравнение было в пользу наших соотечественников. Огромной популярностью и симпатией среди парижан — и великосветского общества, и обывателей — пользовался атаман казачества, генерал от кавалерии граф Матвей ПЛАТОВ. Он строго следил, чтобы казаки вели себя в Париже не как варвары, а как великодушные победители, «не обижали французских мадамов», разве что тогда, когда они сами выказывают благосклонность казаку. В экспозиции представлены личные вещи Платова: красивые золочёные ложки с графским гербом…

Изрядную часть экспозиции занимают артефакты, созданные через 100 лет после «победы над французом». Награды, памятные медали, знаки и… головные платки с картинами событий — от пожара в Москве до бегства Наполеона, от портретов военачальников до парадного изображения Александра I во время вступления в Париж.

Куратор выставки, научный сотрудник Государственного Исторического музея Людмила САХАРОВА вернула нас к началу экспозиции — к военным картам Европы первых лет наполеоновских войн. В самой первой витрине расположены экспонаты, которые разделяет время, в которых — судьба. Мраморный бюст императора Александра I и отлитое из свинца портретное изображение полководца, будущего императора Франции Наполеона Первого. Здесь Бонапарт длинноволос, потрясающе молод и победителен — перед ним его Тулон, его блистательные победы. Впереди — его сокрушительное поражение. Рядом со свинцом — хрусталь, бокал, на котором начертано золотом: «Ликуй, Москва, в Париже росс!..»

erid: erid: