В контакте с клоунами » новости Екатеринбурга и УрФО

В контакте с клоунами

24-11-2012, 08:00
В контакте с клоунами
Фото:

Зритель ловил руками лапшу, наряжался в дурацкую юбку, бил в медные тарелки, хлопал в ладоши по сигналу и смеялся, смеялся, смеялся…

Социальная сеть здесь ни при чём. Контакт — реальный, живой, человеческий, весёлый — налажен между залом и манежем на первом же представлении V Всемирного фестиваля клоунов в Екатеринбургском цирке (ул. 8 Марта, 43).

За два часа до начала спектакля мы установили первый контакт со звёздными клоунами на пресс-конференции, которую вёл демиург фестиваля — директор и художественный руководитель цирка народный артист России Анатолий МАРЧЕВСКИЙ. Его авторитет так высок в цирковом мире, что клоуны разных стран умудрились включить в график выступлений, расписанный на годы вперёд, эти четыре фестивальных дня — с 22 по 25 ноября. По наущению нашего обладателя клоунского «Оскара», они и сами задавали нам вопросы. «ВЕ», к примеру, пришлось отвечать дуэту французов ЛЕ РОССИЯН, каким должен быть современный клоун. Отвечать было не просто, а очень просто: обвести широким жестом всю эту разноликую и даже разноцветную компанию. Самое современное в их разнообразном искусстве — непременный контакт со зрителем. Не обязательно прямым ударом по «светильнику разума» мягкой битой. Но обязательно невидимым «ударом» по нашим тонким чувствам, который и получает естественный отклик — добрую улыбку.

На фото: Белый и Рыжий — французский дуэт музыкальных эксцентриков ЛЕ РОССИЯН. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Два французских клоуна, в свою очередь, рассказали, откуда у них такое «российское» имя: Ле Россиян. Фамилия итальянская — Росси, а одного из братьев зовут Ян. Сложили вместе, и теперь каждый раз, приезжая в нашу страну, приходится отвечать на вопрос: «А нет ли у вас в роду русской прабабушки?» В Екатеринбурге мы видим их впервые. Классическая, казалось бы, парочка: Белый и Рыжий. Но какая контрастно красивая! Один — как нарядная старинная ёлочная игрушка-клоун. Другой — добрый недотёпа-джентльмен. Их амплуа в манеже — музыкальные эксцентрики. Европейская цирковая традиция для нас в их исполнении стала своего рода открытием. Особенно потряс «музыкальный» пиджак, издававший звуки карманами, лацканами, разрезом ниже талии. На нём виртуозно играл трогательный Рыжий под аккомпанемент изысканного Белого. Их «мелодия» установила тёплый, какой-то ностальгический контакт с залом, озвученный мелодиями нашего смеха.

Наши собеседники на разных языках сформулировали очень важную для каждого мысль: мы не смешить пришли, мы будем удивлять, а смех родится в процессе удивления. Так и получилось. Мим ДАНИЭЛЬ (Израиль) пластически рассказал историю страусёнка, который вырос в страусиху, которая потом стала мамой. Ведущий спектакля Анатолий Марчевский признался, что если бы не видел собственными глазами, как Даниэль был страусом, не поверил бы, что такое возможно.

 

На фото: ну и удивил же зал бельгийский клоун БАРТО, «человек без костей»! Фото: Антон БУЦЕНКО.

Если бы мы не видели собственными глазами, как клоун БАРТО (Бельгия) пролезает в вешалку-плечики для одежды, а потом, словно у него вообще нет костей, осваивает бочонок, тоже ни за что бы не поверили. Сергей плюс Сергей (отец и сын ПРОСВИРНИНЫ) удивляли и музыкальностью, и юмором, и виртуозной чечёткой. Это абсолютно не эстрадный номер, а именно цирковой, клоунский, рассчитанный на мгновенную зрительскую реакцию. Кстати, Просвирнин-старший был участником самого первого Всемирного фестиваля клоунов в Екатеринбурге. Отечественный клоунский дуэт МИК и МАК (Николай КОРМИЛЬЦЕВ и Андрей ШАРНИН) — тоже. Мик, славный великовозрастный ребёнок, и Мак, его великодушный и самоуверенный старший братец, завоевали зал с ходу. Мы смеялись и сочувствовали Мику, мы смеялись и сочувствовали Маку, у которого братец такой непутёвый зануда. Зал умирал со смеху, глядя на «игру в напёрстки» Мака с лысой головушкой бедолаги Мика…

Швейцарец Виллер НИКОЛОДИ был участником нашего фестиваля в прошлом году, но повторений в манеже не бывает. И зритель другой, и клоун-чревовещатель общается со своей говорящей «мышильдой» и с залом всякий раз иначе, чем в предыдущую встречу. Клоун ГЕНРИ из Бразилии здесь впервые. Его клоунада сочетает черты традиции и авангарда, классических цирковых реприз и уличных выступлений, которые так и называются — «контактные». Контакт с Генри был в удовольствие всем, а уж лапшой в него кидались с одинаковым энтузиазмом и мальчишки, и взрослые дяди с тётями.

На фото: в контакте — ХУШ-МА-ХУШ, любимец екатеринбургской публики. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Когда Анатолий Марчевский объявил, что в манеж выйдет любимец екатеринбургской публики… Зал не дал ему договорить и просто взревел в восторге, выкрикивая имя клоуна. ХУШ-МА-ХУШ (Семён ШУСТЕР, Германия) никаких особенных трюков не затевал: дёргал за какую-то верёвочку, то удачно, то бормотал «капут», превращал добровольцев из публики в звёзд эстрады, запутывался в клейкую ленту — едва распутался… А смех не смолкал, контакт с клоуном не ослабевал. Хуш-Ма-Хуш своим творчеством продолжает, как ни громко это звучит, традиции Чарли ЧАПЛИНА. Великому Чаплину, прародителю современной клоунады, посвящён этот пятый по счёту Всемирный фестиваль в Екатеринбурге. И Чарли Чаплин был с нами — на экране и в манеже с маленькими «чаплинятами», задав контактное настроение всему спектаклю.

erid: erid: